Журналист E1.RU Анастасия Ровнушкина вернулась из отпуска, который вместе со своей семьей она провела на Южном Урале. Это совсем недалеко, но все там немного иначе - почитайте впечатления Насти об этом путешествии и полезные советы, сколько готовить денег на такую поездку и что посмотреть.
По Южному Уралу решили ехать по нескольким причинам: во-первых, красиво, во-вторых, достаточно комфортно по расстоянию, в-третьих, вроде есть чего посмотреть. Сколотили экипаж из троих взрослых и двоих детей, составили маршрут, забронировали места размещения, и в путь.
Маршрут сложился такой: Екатеринбург — озеро Банное — Шульган-Таш — Нугуш — Уфа — озеро Тургояк — Екатеринбург. В общей сложности это чуть больше 1700 километров дороги, в каждой точке — две ночи. Для нас это обычная схема: примерно так мы ездили по Грузии, Италии, Хорватии и прочим хорошим местам. Приезжаешь, спокойно заселяешься, отдыхаешь и осматриваешься, весь следующий день наслаждаешься всем, что может предложить тебе это место, и на следующее утро собираешься в дорогу дальше.
Дороги и красота
На этот раз каждый переезд составлял от 150 до 450 километров в день, не слишком много, хотя, конечно, с учетом наших дорог…
Взять хотя бы ту же всеми любимую M-5 — сколько мастерства, напряжения и терпения нужно водителю, чтобы методично обгонять на коротких легитимных участках все эти прекрасные медленные фуры. Ровно до момента, пока кто-нибудь из детей не запросится в туалет — слезы водителя.
Стоит отъехать километров на 200–300, и природа меняется, горы становятся выше, листва деревьев — шире, бесконечные живописные холмы на самом деле очень напоминают эталон красоты сельского пейзажа — итальянскую Тоскану, только вместо олив и кипарисов — дубы и раскидистые южноуральские сосны.
В Башкирии невольно начинаешь думать о своих альтернативных жизнях. В окрестностях Екатеринбурга всё подтягивается к городу, вместо деревень — коттеджные поселки за высокими заборами, вместо полей — логистические центры, между лесами — промзона и стройки. И люди каждый день едут, преодолевая этот круг от пригорода к городу.
А там на сотни и сотни километров — только крепкие башкирские деревни, связанные грунтовкой, дома из белого и розового кирпича, одинаковые бело-рыжие коровы методично бродят по лужайкам с ровно обкусанной травой. И думаешь, что можно жить и вот так, и, вероятно, хорошо.
Река Белая, чистая, извилистая, с живописными берегами, ее любят сплавщики как нашу Чусовую, пока едешь по маршруту, пересекаешь ее не меньше десятка раз, и каждый раз в голове невольно начинает звучать та самая песня ДДТ.
Если бы еще всю душу не вытрясала эта грунтовка — ни один навигатор не знал, когда же она кончится. На самом деле, такой участок был только один — от национального парка «Шульган-Таш» до водохранилища Нугуш, но это целых 70 километров жесткача, при том что именно этот перегон по национальному парку «Башкирия» был самым красивым. Представляете, там в лесах дубы и клены! Машут вслед тебе листьями. И эти горы! И холмы, на которых выкладывают всякие надписи. Должен быть Hollywood, но на холме у озера Чебачье, например, написано «100 лет Ленину» — о как!
Жизнь и отдых
Подобрать правильные места для остановок — это, конечно, целое искусство, но примечательно, что местный туризм этим летом настолько популярен, что недели за три до отпуска известные приличные места были, конечно, разобраны. А минус местного туризма в том, что без специальных наводок простым поиском находится не больше трети реально существующих мест, где можно остановиться. У кого-то есть только странички в соцсетях, кто-то вообще доступен только по номеру телефона, который передается для своих.
При этом ценник сильно демократичным никак не назвать — прорабатывая в качестве альтернативы маршрут в Кострому, мы заметили, что там отелей, апартов и гостевых домов намного больше, и они дешевле, и, по-видимому, лучше. На Урале же оказалось сложно сыскать приличное и в разумную цену у озера даже в будний день. Поэтому многое бронировалось практически не глядя, вслепую, лишь бы было. Мы были готовы к сюрпризам, и они, конечно, случались.
Например, на озере Банном в нашем распоряжении оказался целый деревянный дом, новехонький, в котором к тому же оказался стол для бильярда, шарики выдали за 1000 рублей — гоняй не хочу.
А у Каповой пещеры в национальном парке «Шульган-Таш» примерно за те же деньги удалось раздобыть только избушку без холодильника, горячая вода была заявлена, но в реальности напор был таким слабеньким, что едва хватало холодной. Крыльцо дома выходило впритык к стройплощадке — возводят новый огромный музей, видно, скоро туристов станет и того больше.
На Тургояке наша квартира внезапно оказалась в хрущевке на самом берегу озера. Как могли люди согласовать постройку одной хрущевки и одной блочной девятиэтажки на берегу живописного озера в малоэтажном поселке? Чтобы жители из окон видели не озеро, а вот эти две бесприютные хабазины? Чем больны эти люди, что с ними не так?
На водохранилище Нугуш наш маленький экодомик из тонких стен оказался в окружении других домиков-клонов, отстоявших друг от друга дай бог если на несколько метров. Вся туристическая жизнь собратьев-отдыхающих происходит на твоих глазах: их трапезы, игры, семейные ссоры, переодевания, сушка белья, словом — забыть о приватности. И, конечно, понятно желание владельцев выжать максимум из небольшого участка прибрежной зоны, но согласитесь, это странно — уехать в такую дальнюю глушь (ближайший город — Стерлитамак — в 123 километрах), чтобы оказаться внезапно как на Плотинке погожим вечерком?
Свобода и музыка
Тут, конечно, нельзя не сказать несколько теплых слов про дорогих соотечественников. Сидя вечером на берегу Нугуша, любуясь закатом, я думала, что нарушение чужой приватности для нас обыденность хотя бы и в том, что из каждого домика, от каждого мангала лилась-заливалась музыка. Можно ли себе представить, что, скажем, такое было бы на озере Гарда в Италии? (Сдалась мне эта Италия, но уж простите.)
Обсудив эту тему, наш экипаж решил, что, по всей видимости, за нарушение тишины в Европе прописывают какие-нибудь конские штрафы. А у нас — пей, гуляй, танцуй, отдых же! И кто из нас живет в полицейском государстве? С этим вопросом и уснули, всунув в уши беруши.
А теперь, внимание, плей-лист. Это три песни, которые вы не сможете не услышать, отправившись на отдых нынче по российским просторам.
1."Французский поцелуй" — Ханна, Миша Марвин;
2. "Плачу на техно" — Cream Soda & Хлеб; 
3.«Юность», Dabro.
Советую слушать понемножку, загодя, гомеопатически, чтобы потом смягчить болевой синдром и не плакать на техно, плакать на техно.
Вечерами люди отдыхают под кальяны и пиво, в децибелах музыкального сопровождения, громко, очень громко, примерно до рассвета.
Или вот — сцена в кафе. Трое мужчин, молодых довольно-таки, громко разговаривают матом, в слегка агрессивной манере. Вежливо просим немого притормозить, кивая на детей. Мы-то ладно, но дети, они ж такие — они других-то слов будто и не слышат, а эти самые будут непременно воспроизводить, и объясняй потом в школе, что мопед не мой. Парни вроде чуть прикрутили громкость, но через минуту разошлись опять, а на мою изогнувшуюся в упреке бровь сказали: «Ну вы поймите, мы же отдыхаем! Отдыхаем, понимаете? Мы же не можем сдерживаться, мы же на отдыхе!»
Мы — понимаем. Отдых — он такой, его либо принимаешь, либо едешь все-таки на Гарду, что поделать.
Инфраструктурное
Обязательно надо брать с собой маленькую газовую походную плитку — вот что я думаю. В большинстве мест, где мы останавливались, именно плиты почему-то не было, молотый кофе заваривала в термосе. Попробуй найди приличный кофе в деревне Гадельгареево, например, — дело гиблое.
Но это, конечно, мелочи, путешествуя на своей машине, можно позволить взять с собой довольно много — даже сковородку и штатив.
А вот что по-настоящему расстроило, хоть и было ожидаемо, так это отсутствие нормальных пешеходных маршрутов вокруг озер и водоемов. Ведь нельзя же так, согласитесь, нельзя — ты идешь по берегу и упираешься в один забор за другим, хотя по идее там идет водоохранная зона, но любой гуляющий должен огибать заборы по колено в воде или по скалам. По-хорошему, должна быть, конечно, нормальная прогулочная дорожка для пешеходов и велосипедистов, как это есть не буду уж повторяться где. В общем, позовите меня, когда надо будет подписать общественную инициативу за такой закон.
Зато на утренней пробежке по берегу Тургояка я заметила группу прекрасных женщин в возрасте 50+ на йога-разминке. Сначала они стояли в треугольниках, а возвращаясь, я застала их в саламбе сарвангасане, то есть березке. Озеро, нежное августовское солнце, женщины-березки — говорят, перевернутые позы в йоге реально омолаживают.
Резюме
После этого путешествия мы убедились еще раз, что Россия и родной Урал имеют бесконечный туристический потенциал.
Не буду повторяться про природу — она прекрасна и удивительна. Самой познавательной точкой для нас стал национальный парк «Шульган-Таш» и Капова пещера — место, где нашли древнейшие в Европе наскальные рисунки, а еще там есть музей мёда и сохранились уникальные бортевые пасеки. Пчелы, к слову, знаменитые бурзянские пчелы, реально вьются там над каждым цветком и былинкой, мёд продают за каждым поворотом. Есть, кстати, и местный веселящий напиток — медовуха.
На Банном летом работают канатки — можно забраться высоко-высоко и погулять по горам.
Можно попробовать чего-нибудь вкусного и нового для себя — например, лечебный кумыс или деликатесы из конины.
В Уфу мы попали в понедельник, когда стеной лил дождь, а музеи были закрыты, зато там уже открылись бары и рестораны, а у нас тогда еще нет, так что великолепный местный шотландский паб заменил нам примерно всё, спасибо ему.
Словом, это был отличный отдых. Еще бы море. Еще бы тишину.
Всего на жилье за десять суток при раскладе на троих взрослых и двоих детей у нас ушло около 70 тысяч рублей (у третьего взрослого всегда была отдельная комната или номер), на бензин — около 6,5 тысячи рублей. Остальное не считали.