Страна и мир мнение «Амурские волны» и две тысячи километров глуши: уральские путешественники подъезжают к Хабаровску

«Амурские волны» и две тысячи километров глуши: уральские путешественники подъезжают к Хабаровску

Новая серия путевых заметок из автотура екатеринбуржцев во Владивосток

Артемий и Дарья уже близки к цели

Месяц назад екатеринбуржцы Артемий Захаров и Дарья Миролеева рванули к Тихому океану, во Владивосток. О своих приключениях на российских дорогах путешественники рассказывают в онлайн-дневнике. Публикуем очередную серию путевых заметок, Артемий и Дарья рассказывают, как для них Россия разделилась на Восток и Запад.

Автомойщик Дима, заприметив свердловские номера, радостно замечает, что он наш земляк и в Чите служит срочником. Уточняем, откуда именно? Из Казани! В Забайкальском крае 1000 километров уже всё равно что подать рукой. Навигатор показывает первый поворот лишь через 900 км в сторону Якутска, ещё дальше через 470 км на Благовещенск. Всего же путь до Хабаровска занимает 2100 км. И никаких крупных поселений вдоль трассы. Как ни старайся, даже за сутки не пролетишь. Нужно где-то заночевать.

В Забайкальском крае по трассе почти нет поворотов и трудно найти крупные поселения

Для автопутешественника этот кусок федеральной трассы «Амур», словно белое пятно на давно известной карте. Форумы и рассказы бывалых спорят друг с другом, отличить были от небылиц невозможно. Говорят, там толком нет заправок, дороги хуже некуда, а ещё грабежи и разбои — в общем, чуть ли не леший бродит. Вывод один: пока сам не проедешь — не поймёшь. Запасы сухофруктов и орехов обновлены, термосы залиты, бак с бензином полный, автомобиль надраен и готов покорять новые расстояния!

«Везде хорошо, где Вова проедет» — знаменитая современная поговорка не только Забайкалья, всего Дальнего Востока. После того, как в 2010 году, будучи премьер-министром, Владимир Путин в окружении внушительного кортежа из иномарок лично преодолел это расстояние на жёлтой вырви глаз Lada Kalina, автомобилистам России дали зелёный свет. И, действительно, первые 240 км на одном дыхании. Проезжаем село Островки, вдоль реки Дуралей и своротки на Нерчинск, где в XVII веке был подписан мирный договор между Русским царством и Империей Цин. По нему впервые определили границу между государствами. На заправке заливаем полный бак и в сомнениях спрашиваем кассира, стоит ли с собой брать канистру. «Ааааа, так вы на Восток едете? Будут ещё заправки, будут. Правда, очень редко, но должно хватить».

Первые 300 километров дороги в сторону Хабаровска хорошие, а вот заправки на этой трассе — явление редкое

Вот так с этой минуты разделилась для нас Россия на Восток и Запад. И прошла эта граница не по Уральским горам, а где-то там, по просторам Забайкальского края. И здесь же как ножом отрезало от цивилизации и привычных удобств. Заправки раз в 200–300 километров с деревянными туалетами на улице, мотели и кафе с той же периодичностью, встречные машины порой и вовсе пропадали на полчаса. Словом, ни души.

Одним из первопроходцев в Даурию в середине XVII века стал Ерофей Павлович Хабаров. Добравшись до Мангазеи на полуострове Таймыр, золотоискатель из Великого Устюга осел на реке Лене, но грезил о новой экспедиции. Получив добро и снаряжение, Хабаров отправился осваивать Амур. В течение 4-х лет он путешествовал по реке, составляя карту её берегов и подчиняя даурских князей русскому престолу. В честь землепроходца позже назовут Хабаровск и крохотный посёлок на границе Забайкальского края и Амурской области.

Отобедав в придорожном кафе у Ерофея Павловича, несёмся мимо Тахтамыгды, Сковородино, Талдана и Могдагачи по знаменитым «амурским волнам». Трасса проходит по многолетним мерзлым грунтам, чего не учли при начальном строительстве. Из-за нагрева асфальта подземный лёд тает, и дорога просаживается. Местами даже проваливается, образуя небольшие, но глубокие ямки. Если поймаешь волну на скорости, машину резко подбрасывает. Так что, вцепившись в руль, начинаешь привыкать к новым условиям и плавно маневрировать, заранее скидывая скорость. В принципе ехать можно и даже с ветерком.

В Амурской области на трассах начинаются «волны», так как дорога проходит по многолетним мерзлым грунтам

Вопрос о строительстве автодороги «Амур» назрел ещё со времён Русско-японской войны. Но к проектированию приступили лишь в послевоенную эпоху, точнее в 1966 году. Непосредственно строить и вовсе начали в 70-х силами военных дорожников. Весь этот участок находился в приграничной зоне с Китаем. Собственно поэтому подрядчиком выступило Министерство обороны СССР. В эпоху гигантских строек «Амур» стал долгостроем. Достроить его порывались и в годы перестройки. В итоге за 20 лет экскаваторы и асфальтоукладчик прошли лишь четверть пути.

В это трудно поверить, но до начала 2000-х здесь по сути здесь существовал 800-километровый провал. На этом участке автолюбители ставили машину на железнодорожные колёса и сами садились в поезд. Проскочив пропасть по Транссибу, сходили и двигались дальше куда глаза глядят. И вот через 10 лет это уже почти взлётная полоса, местами приподнятая от мерзлоты и падей чуть ли не до верхушек деревьев. Почти на всём пути есть сотовая связь, а у населённых пунктов бывает и интернет. А вы говорите, не Бэтмен!

Переночевав в Белогорске и позавтракав в придорожной чайхоне у бывшего кока, тормозим у знаменитой стелы Москва-Владивосток. За рекой Бурея между поселениями Ядрино и Облучье пересекаем границу Еврейской Автономной области или Еврейки в простонародье. В 1930-е годы на этой необжитой территории была попытка создать национально-территориальное образование для переселенцев. Израиля ещё не существовало. И Биробиджан мог стать новым Иерусалимом.

По началу идея создания еврейской республики нашла отклики даже в американских кошельках. Но Обетованной сталинская земля так и не стала. В первые же годы большая часть переселенцев со всего мира сбегала восвояси из этих суровых краёв. Оводы здесь и сегодня, словно камикадзе, атакуют тебя со всех сторон, не говоря про мелкую мошку и суровые зимы. Как следствие сейчас во всей Еврейке меньше 1% самих евреев. Идиш на вывесках, кроме вокзала, ищи-свищи.

Биробиджан мог стать новым Иерусалимом

Между тем за Биробиджаном, на подступах к Хабаровскому краю, запах таёжной хвои окончательно уступил место аромату невиданного разноцветья. Высокие деревья сменили среднерослые кустарники. Дорога по привычке пошла сквозь сады, деревни и сёла. А люди на машинах, как весь этот нескончаемый гнус, вновь несутся по своим обычным делам. Словно и не было этих двух тысяч километров глуши.

Пройдено 2164 км, +5 часовой пояс, регион 75, 28.

Ранее Артемий и Дарья рассказывали, чем прекрасен Томск. А также вы можете почитать о том, как путешественники добрались до Байкала.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления