В четверг, 21 февраля, E1.RU опубликовал фотографию из Елани, которая взорвала информационное пространство. Фото засветилось в сотнях информационных пабликах и в крупных СМИ. В комментариях к этим сообщениям люди ужасаются армейским порядкам, хотя на самом деле ничего страшного на этот раз не произошло. Это обычная, хоть и суровая, наглядная агитация, считает корреспондент E1.RU Даниил Румянцев, который служил в армии на заре эры мобильного интернета.
При входе на территорию военной части как напоминание о запрете на выход в интернет и на съемку к деревянному щиту прибиты смартфоны военнослужащих, которые нарушили табу.
Мобильный телефон с самого начала был объектом поклонения. В конце прошлого века и в начале этого его почти никто не видел, но были всемогущие жрецы на «шестисотых», с золотыми цепями и в малиновых пиджаках, которые с ним разговаривали и сами были как боги. Трубка с антенной как символ богатства, недосягаемая вершина для простых смертных.
Потом дух святой сотовой связи спустился в народ и обрел вид смартфона, с которым мы проводим, склонив пред ним головы, большую часть своей жизни. Рассматриваем на красивом экране картинки райской жизни, читаем топовых блогеров, как откровения апостолов, приносим драгоценное время в жертву богу лайков и охвата.
«И вот мы видим: нашего "бога" распяли. Прибили гвоздями к доске, разбили сенсорный экран — он не воскреснет».
И мы оплакиваем его — пробитый гвоздем смартфон неизвестного солдата-нарушителя. И охотно делимся скорбной фотографией, пишем возмущенные комментарии. Слезы затуманили наш взор, за ними мы не видим, что есть на свете другие религии и другие боги и их служители в камуфляже, с оружием и с кнопочными «звонилками» для связи. Это они «распяли» смартфон.
И правильно сделали.
Тут я сверну метафору и постараюсь объяснить, почему так.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 19-ФЗ прямо запрещает военнослужащим использовать смартфоны и другие средства связи, которые позволяют передавать информацию о других военнослужащих, их деятельности или об органах военного управления.
«Закон может нравиться, может не нравиться, но это закон, будьте добры его исполнять. Смартфоны на территории военной части — прямое нарушение».
Но «распинать»-то зачем, спросите вы.
А чтобы дошло. Так нагляднее. Можно пользоваться телефоном в разрешенные часы в специальном месте или расстаться с ним навсегда. Это армия, и даже в Конституции сказано, что права и свободы могут быть ограничены в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности государства.
Законно ли это? Забирать мобильные у солдат и прибивать их к доске — нет. Но мы не знаем, что это за смартфоны и как они попали на доску. По одной фотографии нельзя выносить приговор. Можно смоделировать десяток ситуаций, в которых приколачивание смартфона не нарушает закон. Если там кто чего преступил — пусть военные следователи и прокуратура разбираются, это не тот случай, когда всё очевидно.
И еще: дорогие телефоны в свободном доступе у солдат срочной службы превращаются в валюту. Их продают, сдают в аренду, крадут, за них избивают и могут убить. Так не должно быть, но так было 15 лет назад, когда я служил в армии. Вряд ли с тех пор порядки в мужском коллективе изменились.
Согласны с автором?