В ночь с пятницы на субботу Кольцово накрыло плотным туманом, в аэропорту не могли приземлиться самолеты. Они делали несколько кругов и отправлялись на запасные аэродромы. Но один из самолетов — борт «Победы», летевший из Москвы, — сделал над Кольцово 17 кругов и все-таки сел спустя два часа. Мы рассказывали, что упорным пилотом, который решил посадить самолет в Екатеринбурге, а не лететь на запасной аэродром, оказался знаменитый летчик Лёха, который одним из первых стал вести блог и рассказывать о работе пилота, благодаря чему стал практически культовой личностью в интернете.
Многих горожан интересовало, что бы стал делать пилот, если бы погода не улучшилась, а топливо было бы на исходе. Но пилот Алексей Кочемасов рассказал в своей группе «ВКонтакте», что мог бы кружить над Кольцово еще полтора часа, так как топлива было достаточно.
— «Пасти» погоду Екатеринбурга я начал еще вчера вечером. В ночь предстояло выполнить три рейса («колечко») Внуково — Екатеринбург — Краснодар — Внуково. Не очень сложный маршрут, но полностью ночной, а значит, утомительный. Вылет из Москвы в 23:45 и возврат в восемь утра. Где-то в шесть вечера я привычно открыл сайт погоды и посмотрел, что ждет меня в этом путешествии. Екатеринбург давал зимнюю прохладу до минус 15 и временами туман. Хм? Не очень это хорошо. Уже во Внуково в 22 часа фактическая погода в Кольцово оказалась невылетной! Туман с видимостью менее 100 метров и полное безветрие. Совсем плохо. Но! Время полета — чуть больше двух часов, а значит, решение принимается на вылет не по фактической погоде, а по прогнозу. Прогноз ко времени прилета дали удовлетворительный.
Перед вылетом Алексея Кочемасова, на полчаса раньше, в Екатеринбург отправился еще один экипаж «Победы». По словам пилота, он также решал, лететь или нет, но устойчивый антициклон и понижение температуры давали большую вероятность, что погода улучшится.
— Во всяком случае, сесть «по огням» намного реальнее, чем днем, — говорит Алексей Кочемасов. — Уже в полете, где-то над Казанью, я начал мониторить погоду Кольцово. Практически до самого снижения погода в аэропорту назначения всё время улучшалась. Мишка, КВС рейса 403, следовавший впереди меня, благополучно сел. Я успел снизиться до 60-го эшелона, когда автоматическая система метеоинформации ATIS огласила приговор: «видимость 200 метров, туман!». Ну вот и приплыли! Топливом я был затанкирован на два пролета (то есть в Екатеринбурге мне не было необходимости дозаправляться до Краснодара). Поэтому, просвистев над аэродромом, я спокойно направился в зону ожидания.
Пилот более двух часов кружил над Екатеринбургом и ждал, когда видимость улучшится. По его словам, он мог бы ждать еще полтора часа, но наконец диспетчер сообщил, что видимость 580 метров, — приемлемые условия.
— Быстро выхожу из зоны, снижаюсь и успеваю сесть в пункте назначения, за мной садятся коллеги из Сочи и Краснодара — и снова туман закрывает аэропорт, — говорит Алексей Кочемасов. — Итого до Екатеринбурга я пролетел четыре с лишним часа! Ну а дальше всё было уже проще. Дозаправка и полет в Краснодар, и оттуда домой. Уложился и в рабочее время и даже почти нагнал расписание.
Летчик также рассказал, что пилотов в таких случаях не наказывают за перерасход керосина.