Мы продолжаем проект «Кладбища с историей» и в этот раз отправились на одно из самых старых кладбищ Урала — Каслинское. Когда-то оно относилось к Екатеринбургскому уезду, сейчас это Челябинская область. Кладбище является объектом культурного наследия. На его территории 83 памятника, охраняемых государством, — настоящий музей под открытым небом.
Экскурсию по некрополю нам провели активисты сообщества «Кладбища Екатеринбурга», а историю мы приводим, опираясь на путеводитель челябинского краеведа Владимира Свистунова. Когда-то он работал на Каслинском кладбище смотрителем и лучше всех знает о его ценностях.
Каслинский район Екатеринбургского уезда Уральской области был основан 27 февраля 1924 года. Его центром стал знаменитый завод художественного литья. Спустя восемь лет район упразднили и присоединили к Уфалейскому. Спустя еще десять лет он снова стал Каслинским, а сами Касли получили статус города.
Кладбище в Каслях появилось в 1848 году во время эпидемии холеры, оно находилось в ведении местных церковнослужителей. В 1904 году там построили часовню в честь святого преподобного Серафима, саровского чудотворца. За свою историю кладбище не раз подвергалось актам вандализма: в 20–30-е годы комсомольцы спиливали кресты, в 70–80-е были похищены многие детали надгробий, представляющих историко-художественную ценность.
Под охрану Каслинское кладбище взяли в 2000 году — по инициативе Владимира Свистунова. Причем не стали выбирать исторических личностей и неисторических, а просто причислили к объектам культурного наследия все, что имеет художественную ценность.
Пожалуй, главная особенность Каслинского кладбища — это бюсты, литые ограды и чугунные венки, которые изготавливают на местном заводе. Хотя и старинных каменных памятников тут сохранилось немало, несмотря на мародеров. В Екатеринбурге подобные надгробия в таком количестве есть только на Ивановском кладбище.
Поскольку Касли — это прежде всего завод, большинство крупных памятников на кладбище установлены в память о скульпторах и мастерах художественного литья. Особенно выделяются три памятника, установленные рядом с часовней.
Первый принадлежит Михаилу Денисовичу Канаеву — скульптору и медальеру. Он родился в семье штейгера (мастер, ведающий рудничными работами) Екатеринбургских золотых промыслов в 1831 году. Учился в Горной технической школе в Санкт-Петербурге по специальности «художник-модельер», а также окончил Императорскую академию художеств и стал художником по скульптуре.
Одновременно с учебой Михаил Канаев работал в Монетном дворе в Петербурге, а затем вернулся в Екатеринбург и стал куратором медальерного отделения в местном монетном дворе. В 1871 году он изготовил печать для Уральского общества любителей естествознания (ныне Свердловский краеведческий музей). А затем получил должность скульптора на Каслинском чугунолитейном заводе и перебрался в Касли.
Михаил Канаев в 1871 году открыл при заводском лазарете ремесленно-художественную школу, в которой дети потомственных мастеровых обучались рисованию, лепке фигур из глины и воска, резьбе по дереву и металлу, формовке и отливке фигур из гипса и чугуна.
«Под руководством Канаева заводские литейщики постигали специальные приемы работы, позволяющие производить литье с наименьшими затратами материалов, безукоризненно воспроизводили в чугуне работы российских скульпторов, — рассказывается на сайте Каслинского завода архитектурно-художественного литья. — С увеличением объема работ Михаил Канаев добился перевода из Златоуста в Касли опытных чеканщиков И. И. Мандрыкина и А. В. Полоумова. У них училось отделке скульптур первое поколение каслинских чеканщиков. Так каслинское литье породнилось со златоустовским гравированием на стали».
Умер Михаил Канаев в 1884 году.
Рядом похоронен Николай Романович Бах — скульптор и акварелист. Он родился в 1853 году в семье скульпторов и прожил всего 31 год, но за это время успел оставить глубокий след в истории завода и в целом литейного дела.
Николай Романович учился у отца, а в 1870 году поступил в Императорскую академию художеств. Выпустился в 1879 году, а уже в 1880-м выполнял заказ императора Александра II — бюст графа И. Е. Ферзена. Затем ему заказали бюст Александра III в полную величину. В 1882 году он создал композицию «Смерть Олега» (по мотивам «Песни о вещем Олеге») и получил за нее звание академика скульптуры.
В 1884 году Бах тяжело заболел, но продолжал работать. Он подписал контракт с Каслинским заводом, где готовил продукцию для интерьеров домов и учреждений. Также он преподавал в заводской школе рисование и лепку. Скончался Николай Романович от туберкулеза в 1885 году.
Третий бюст — Константина Александровича Клодта фон Юргенсбурга — внука знаменитого российского скульптора Петра Карловича Клодта (автор коней с Аничкова моста в Санкт-Петербурге).
Константин Клодт родился в Орловской губернии, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1896 году его признали лучшим учеником и за счет благотворительного фонда отправили продолжать образование в Европу. Когда он вернулся, работал на фабрике золотых и серебряных дел Фаберже. Затем, до 1921 года, он преподавал, но был уволен как представитель «чуждого класса». После этого получил работу в Каслях.
Константин Александрович был первым, кто изваял фигуру и бюст Владимира Ленина. Также он руководил школой художественного литья, созданной Михаилом Канаевым.
Еще один прославленный каслинский скульптор — Александр Гилев. Вся его жизнь связана с заводом. Он начинал как ученик слесаря-чеканщика, а затем стал главным скульптором Каслинского машиностроительного завода.
За свою жизнь он создал около 250 работ, которые находятся на Южном Урале, в Нижнем Тагиле, Москве, Байконуре и Семипалатинске. Например, Александр Гилев — автор 11-метровой скульптуры Игоря Курчатова (отца советской атомной бомбы). Она установлена в Снежинске. В Каслях Александр Гилев работал старшим мастером по скульптуре в училище.
В целом же в Каслях очень много чугунных бюстов. Вот некоторые из них.
Также на Каслинском кладбище много старинных плит.
Отдельный вид искусства — каслинские ограды. Узоры практически не повторяются.
Раньше мы рассказывали практически обо всех крупных кладбищах Екатеринбурга. Писали, например, как на Урале зверски убили евреев и похоронили бандитов, погибших из-за женщины. Рассказывали, где похоронены уральский министр — противник ЕГЭ и герой, спасший 16 человек. Кроме того, писали о Нижне-Исетском кладбище, где похоронены известные ученые и уральский бизнесмен, убитый на глазах у семьи. Писали, как на Урале взорвали семью прокурора и выстрелом в затылок убили бизнесмена.
Кроме того, рассказывали про единственное официальное кладбище домашних животных в Екатеринбурге. Писали, где похоронены люди, изменившие Екатеринбург, — от первого садовода до цареубийцы. Проводили экскурсию по Восточному кладбищу, где похоронены жертвы биологического оружия.
Также мы рассказывали про два заброшенных некрополя (включая мусульманский), погуляли по Михайловскому кладбищу, где похоронен автор русского перевода «Интернационала» и где находится могила одного из основателей консерватории и филармонии в Екатеринбурге.
Мы писали и о том, где хоронили уральскую элиту XIX века. Гуляли по аллее артистов, где покоятся актеры уральских театров. А также писали о надгробиях бандитов, перебивших друг друга в лихие 90-е, и о цыганских погребальных традициях.
Все материалы рубрики вы можете посмотреть по ссылке.
Фото: Максим ВОРОБЬЕВ / E1.RU