Наверное, многие встречали на улицах Екатеринбурга желтую Toyota Camry с необычной аэрографией — улицы с небоскребами и такси. На ней ездит 53-летний Сергей Кислица. Машину он оформил так, чтобы она напоминала ему о времени, когда он работал в такси Нью-Йорка. О своем опыте работы в одном из самых больших мегаполисов мира он рассказал E1.RU.
У Сергея довольно интересная биография.
Права он получил еще в 1985 году. По профессии Сергей Кислица энергетик. Он успел поработать не только в России, но и в Киргизии.
А в 2008 году он уехал в Норвегию по рабочей визе. Там Сергей полгода проработал энергетиком на подстанциях, а потом уехал в США.
— В США я хотел устроиться по специальности, но наши дипломы там не котируются. Начинать там надо с нуля, с колледжа. Я пытался устроиться в электросетевую — на подстанцию по обслуживанию городов. Но когда пришел, они тоже стали спрашивать, где учился. Из технических вузов в мире знают только наш МФТИ (Московский физико-технический институт. — Прим. ред.). Мне говорили, что оборудование, с которым я всю жизнь работал, — старое оборудование 80-х годов, в США на нем никто не работает. К тому же в Европе и США отличается количество вольт бытового и промышленного напряжения.
Деньги у Сергея заканчивались. Тогда его знакомые с Брайтон-Бич предложили ему попробовать пойти в такси.
— Сначала нужно было окончить курсы. Они длились четыре недели. Учили работе с бортовым компьютером, навигацией, ориентированию в городе, ты должен знать, как идет стрит, как авеню. Если вдруг откажет навигация, то ты должен знать хотя бы центральную часть Манхэттена (63 квадратных мили). Потом сдаешь экзамен, — рассказал Сергей.
Как и в наших такси, водителям сначала дают старую машину и смотрят, как человек работает. Сергей ездил на Toyota Camry с двухлитровым гибридным двигателем.
— В городе все такси либо на метане, либо гибрид, либо электромобили.
Все нью-йоркские такси оборудованы системой «Усталость водителя». По четырем камерам внутри салона она определяет, когда водитель устал. Считывается это по различным признакам, например, система посчитает, что водитель устал, если он редко моргает. Также она распознает, если таксист вышел на смену, когда болеет.
— Есть специальные машины для перевозки инвалидов. Эти такси помечены специальным значком. Когда я работал, это были Ford C-MAX. Они были оборудованы специальным пандусом, тебе просто нужно было выйти, закатить пассажира и пристегнуть ремнем, то есть не нужно было пересаживать инвалида из кресла на сиденье, складывать коляску и убирать ее в багажник.
— За смену в 12–14 часов удавалось заработать от 350 до 500 долларов. За аренду машины нужно было отдать 115–125 долларов, заправка тоже за твой счет. Также в нью-йоркском такси принято оставлять водителю на чай — в районе 5–10 % от стоимости поездки.
В основном такси пользуются туристы и американцы, приезжающие из других городов. Местным пользоваться такси особого смысла нет:
— В центре города очень дорогая парковка — от 5 до 15 долларов в час, и въезд туда тоже платный. В основном люди живут за городом — в «одноэтажной Америке». Они приезжают утром и оставляют машину на перехватывающей парковке. Если ты при этом воспользовался метро туда и обратно, то 12 часов парковки для тебя бесплатны.
— Заказы поступают либо по программе, либо берешь клиента у гостиницы, либо «с бордюра», — продолжает Сергей. — Часто брал пассажиров просто стоя на остановке, в основном это туристы, которые не умеют вызывать такси через программу.
Тариф фиксированный. 2,5 доллара стоит посадка, а дальше считается по милям — 40 центов за четверть мили. Кстати, все нью-йоркские такси каждые 50 центов с посадки отдают в фонд развития метро.
Таксист отделен от пассажира прочным антивандальным стеклом. Попасть на переднее сиденье можно только с разрешения водителя. Обычно в центре города таксисты это разрешают.
Двери в момент поездки заблокированы:
— Еще там есть секретная программа «Водитель в опасности». На крыше стоит специальная мигалка. В салоне есть секретная кнопка, которую водитель нажимает, если, например, происходит захват машины. Тогда сразу идет сигнал на диспетчерский пункт такси, а мигалка загорается. Это сразу видят полицейские и все водители такси. Да и ее видно даже с камер, которые есть везде.
Мне доводилось нажимать эту кнопку только однажды. Сел пьяный пассажир, просил отвезти то в одно, то в другое место. Ехали за наличку. Я сказал, что хочу увидеть свои деньги за поездку. Он начал говорить, что как только приедем, то зайдет и сразу вынесет деньги, в общем начал меня разводить. Я нажал кнопку и доехал с ним до ближайшего полицейского. Подъехал, сказал, что у меня неадекватный пассажир, и опустил заднее стекло, потом разблокировал двери. Пассажира сразу забрали.
Кстати, по словам Сергея, в Нью-Йорке еще ездят полицейские машины, замаскированные под такси, они ведут скрытое наблюдение, например, за группировками. Правда, таксисты обычно все-таки могут определить, что на самом деле это полицейская машина.
— Общение с полицейскими там тоже довольно интересное. Когда твою машину останавливают, то обычно один полицейский остается в машине, а второй подходит к твоему автомобилю. Тебе нужно открыть окошко и держать руки на руле, он спрашивает, всё ли у тебя нормально, иногда просит опустить задние тонированные стекла.
В Нью-Йорке есть районы, куда таксистам лучше не ездить, так как это небезопасно.
— Например, это Гарлем, арабские районы. Туда даже полиция не суется. Там могут ограбить гангстеры. Хорошо, если просто ограбят и выкинут из машины. Если клиент просит туда его отвезти, то ты можешь сказать, что у тебя заканчивается смена или еще что-то.
В Нью-Йорке таксистами работают люди самых разных национальностей.
— Говорят, что Нью-Йорк — большой «плавильный котел»: арабы, индусы, чилийцы, бразильцы, очень много негров и мексиканцев. Еще очень много русских. К таковым относят всех, кто из Советского Союза, я, например, работал у дагестанцев. У них был бизнес, связанный с такси, и они старались набирать русских.
По словам Сергея, в Нью-Йорке все разнорабочие, уборщики, рядовые сотрудники кафе — нелегалы, так же, как и половина таксистов. Также работал и Сергей, просрочивший свою визу.
— Если работать легально, то ты должен платить в пенсионный фонд, называется «пенсия дяди Сэма», то есть пенсию ты получать не будешь, но платить налог в пенсионный фонд ты обязан. Минимальная медицинская страховка тоже обязательна. А если ты работаешь нелегально, то можешь это всё не платить.
Но во время одной из проверок документы русского таксиста вызвали подозрение.
— У меня документы были, как говорится, почти настоящие, но потом меня все-таки поймала трудовая инспекция. Я пытался объяснить, что мне сказали, что мои документы настоящие, но, как говорят в Америке, незнание закона не освобождает вас от депортации.
В 2012 году Сергей вернулся в Россию. Какое-то время работал электромонтером в выездной бригаде, обслуживающей подстанции. В итоге он все-таки вернулся в такси. По его словам, по деньгам тут выгоднее.
Кстати, с Сергеем мы познакомились во время конкурса, где определяли лучшего водителя такси Свердловской области.
Совсем недавно мы рассказывали о свердловской чиновнице, переехавшей в Нью-Йорк, а также о екатеринбургском журналисте, приехавшем покорять этот город.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU