Страна и мир репортаж Как две сестры 30 лет возят письма и еду в вымирающие поселки Урала: репортаж из почтового вагона

Как две сестры 30 лет возят письма и еду в вымирающие поселки Урала: репортаж из почтового вагона

Юлию и Галину местные ждут до глубокой ночи, ведь поезд для них — единственная связь с большим миром

Маршрут почтового вагона занимает всю ночь, на конечных станциях женщин всегда очень ждут
Источник:

Почтовый фургон подъезжает к железнодорожному депо. Здесь стоит отдельный вагон, куда из машины перегружают синие ящики с символикой «Почты России», связки газет, коробки с продуктами. Если не вглядываться, картина обычная. Разве что вагон маленький, почти игрушечный на вид. В Екатеринбурге похожие ездят в ЦПКиО, на Детской железной дороге. Но женщины, принимающие груз, на девочек не похожи. И задача у вагона тоже не детская: для удаленных населенных пунктов его двери — ворота в большой мир.

Как давно существует почтовый маршрут на Алапаевской узкоколейной железной дороге, затрудняются сказать даже ее ветераны, отработавшие тут несколько десятков лет. Скорее всего, он появился одновременно с самой дорогой, которая заработала в 1898 году. Кто-то же должен был доставлять почту в удаленные деревни, к которым до сих пор дорог не проложено. В советское время вдоль Алапаевской узкоколейки было множество поселков.

Алапаевская узкоколейная железная дорога на сегодня самая протяженная в России
Источник:
Поезда в поселках иногда встречают всем миром
Источник:

В основном они жили лесозаготовкой. Старожилы рассказывают, что по рельсам день и ночь шли вагоны с бревнами, сновали пассажирские составы. В почтовых вагонах к жителям удаленных поселков ехали письма, журналы и газеты. И особым пунктом — кино. В поселковых Домах культуры, выполнявших в том числе роль кинотеатров, прибытия бобины с новым (или просто ранее не виденным) фильмом ждали так, как сейчас не ждут премьеры очередного блокбастера самые ярые кинофанаты. Это был целый праздник поселкового масштаба.

В почтовом вагоне едут не только отправления, но и разные товары
Источник:
Юлия возит почту по этим местам уже 34 года
Источник:

Юлия Шепелевич родилась в одном из таких небольших поселков. Про себя говорит, что на почте практически выросла. И сама здесь работает с 1985 года:

— Начинала с почтальона. Четыре года пробегала. Потом мама ушла на пенсию в 1989 году, я заняла ее место — начальника отделения связи. Девять лет проработала начальником отделения связи. Потом мы перебрались в Алапаевск, я попала вот сюда, в почтовый вагон.

Юлия и Галина — сестры и напарницы
Источник:

Должность у Юлии звучит солидно — начальник почтового вагона. Ее единственный подчиненный — старшая сестра Галина Затеева, проводник-электромонтер почтового вагона. Хотя сама Галина, смеясь, называет себя истопником. Дело в том, что единственный источник тепла в их вагоне — печка-буржуйка.

Старшая сестра подчиняется младшей
Источник:

В холодное время года Галина приходит в депо минут за сорок до прибытия Юлии и почты, для того чтобы протопить печку — иначе ехать сестрам придется в холоде. Пассажирские вагоны на Алапаевской узкоколейке вполне современные, относительно новые, с биотуалетом и нормальной системой отопления. Почтовый вагон будто выехал из времен гражданской войны, тут все работает по старинке.

С начала ХХ века на этом маршруте мало что изменилось
Источник:

Когда за окнами исчезает Алапаевск и выстраиваются стеной глухие леса, возникает ощущение путешествия во времени — ведь наверняка так же, из почти такого же вагона любовался окрестными пейзажами какой-нибудь председатель сельсовета году этак в 1930-м. А то и почтальон времен Николая II.

Как будто едешь не на поезде, а на машине времени
Источник:

Ощущения от езды по узкоколейке ощутимо отличаются от тех, которые получаешь, катаясь по обычной железной дороге. Вагон раскачивается куда сильнее, так что Юлии и Галине между станциями даже книжки не почитать — страницы перед глазами уж очень бодро прыгают.

Тепловоз у состава достаточно новый. А вот почтовый вагон как будто из военных времен приехал
Источник:

Маршрут у них не короткий — на всю ночь. Выехав из Алапаевска в 19:30, состав прибывает на конечную станцию в поселке Санкино глубокой ночью. А потом сразу же идет обратно, чтобы прибыть в Алапаевск ранним утром. Расстояние не такое уж большое — около 100 километров. Но едет состав медленно, местами сбрасывая скорость до 20 километров в час.

Поначалу маршрут идет вдоль более-менее обжитых мест
Источник:

Этим охотно пользуются мальчишки из окрестных деревень — они знают расписание поездов и часто поджидают их, чтобы проехаться на подножке до соседнего поселка или просто покататься, пока не прогонят.

За почтой поселковые жители приезжают на станцию кто на чем может
Источник:

Но чем дальше поезд удаляется от Алапаевска, тем меньше попадается пацанов-зацеперов и вообще многолюдных населенных пунктов. Юлия рассказывает, что раньше здесь все было иначе:

— По узкоколейке очень много поселков было, и отделений связи очень много было. Вагон ходил ежедневно. Была шестидневка, и возили. Очень много было корреспонденции, посылок. В то время еще и клубы существовали. Дома культуры так называемые, где показывали кинофильмы. Мы туда возили кинобанки. Корреспонденции вообще очень много было, люди выписывали газеты, выписывали много журналов. Это сейчас интернет, где-то еще что-то. Ну и из-за финансов тоже сейчас, наверное, мало выписывают.

Летом объем посылок и других грузов невелик. В распутицу он значительно возрастает
Источник:

Но главная причина в том, что поселки понемногу исчезают. Очень много их оказалось заброшено в 90-е годы, сейчас процесс вымирания продолжается. У почтовиков теперь только один рейс в неделю, да и обмен корреспонденции они производят всего на трех станциях — Ельничной, Муратково и Санкино. Здесь еще проживают по несколько десятков жителей.

Места вдоль узкоколейки очень живописные
Источник:

Живут в основном за счет огорода и леса — собирают ягоды с грибами, иногда охотятся. Потом по той же узкоколейке едут в Алапаевск, чтобы продать добычу. Есть еще немного бюджетников — работники местной администрации, несколько пожарных, работники местных школ. Кое-кто занимается заготовкой леса — бревна везут по той же узкоколейке. Есть вахтовики — те, кто месяцами пропадает где-то в других регионах, потом возвращается домой.

Значительная часть грузов — продукты, которые иначе в поселки не доставить
Источник:

— Кто-то велосипед везет, кто-то памятник. Кому что… Могут мебель погрузить, стиральную машинку, холодильник. Кто в чем нуждается, — объясняет Юлия. — Кто-то строительные материалы, может, линолеум купил. В вагон ведь это не погрузить. Поэтому подглядывают в наш график и загружаются, если есть у нас место. Корову, как в фильме «Мимино», возить не доводилось, а вот поросята были. Они нам не мешались, в ящиках сидели.

За окном спят грузовые платформы, на которых здесь иногда возят лес
Источник:

В последние годы одна из немногих оставшихся в России узкоколеек стала приманивать туристов. Для них даже сделали специальный мягкий вагон — его можно отдельно заказать для поездки. Экипаж поезда рассказывает, что местные жители поначалу, увидав чужаков в поселке, исчезали в домах.

На дальнем конце маршрута поезд ждет дежурная по станции
Источник:

Зато, когда узнали, что к ним впервые едет группа немцев, высыпали всем поселком и, захватив пару мотоциклов, поехали припомнить гостям 1941 год. Сейчас уже привыкли, не стесняются и на иностранцев реагируют спокойно. Так что места, по которым катит почтовый вагон Юлии и Галины, можно назвать туристическими, хоть и глухими.

Комитет по торжественной встрече прибывших и проводам отъезжающих
Источник:

Тем не менее число местных жителей уменьшается, а вместе с ним тают шансы на то, что в дальние поселки проложат нормальную автодорогу. А значит, узкоколейка здесь так и останется «дорогой жизни». Пока она есть, по ней будет ездить почтовый вагон, полагает Галина.

Конечная станция маршрута — Санкино
Источник:

— Наверное, пока поселки будут существовать — так и почта будет существовать. В смысле почтовые отделения. А поселки — ну, Муратково-то и Санкино, — наверное, сколько-то еще просуществуют.

Галина и Юлия говорят, что любят свою работу и собираются ездить по «дороге жизни» столько, сколько получится. Им нравятся постоянные разъезды и природные красоты, спокойно проплывающие за окном поезда. А еще — люди. Женщины говорят, что в маленьких поселках до сих пор есть открытость и дружелюбие, которое давно утратили жители более крупных населенных пунктов.

Последний обмен происходит в темноте под писк лютых алапаевских комаров
Источник:

Конечная станция маршрута — поселок Санкино. Время — примерно 1:30 ночи. В глухой темноте проходит последний на сегодня почтовый обмен. Местный почтальон — тоже женщина. Попрощавшись с сестрами, она исчезает во тьме, катя нагруженную почтой и продуктами тележку. А поезд, все так же покачиваясь, идет в сторону Алапаевска.

На обратном пути поезд заполнен: жители поселков едут в Алапаевск на выходные
Источник:

У Юлии и Галины есть шесть часов, чтобы поспать. Завтра они будут работать уже обычными, а не железнодорожными почтальонами — возить письма и посылки на обычных машинах по таким же дальним, но чуть более доступным деревням и поселкам. А через неделю — опять ночной поезд и послания, которые надо передать по «дороге жизни».

Алапаевская узкоколейка — далеко не единственный необычный железнодорожный объект в Свердловской области. В рубрике «Маршрут выходного дня» мы рассказывали о виадуках под Красноуфимском, о частично затопленном, но проходимом Дидинском тоннеле, о железнодорожном музее при заброшенном нижнетагильском заводе. Если у кого-то возникло желание проехаться по Алапаевской узкоколейке, то это довольно просто сделать.

Источник:

От Екатеринбурга до Алапаевска около 140 километров по Режевскому тракту. В городе находим станцию Алапаевск-2, билеты можно купить прямо на перроне. Цена — 140–160 рублей в один конец. Пассажирские поезда ходят четыре раза в неделю — в четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Из Алапаевска поезд выезжает примерно в 19:30, катается по поселкам всю ночь и возвращается обратно около семи утра следующего дня. Получается вполне увлекательный ночной маршрут. Только не забудьте взять термос с чаем: кипятка в вагонах не подают.

Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Форумы
ТОП 5
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Ёлки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления