В сезон путешествий и перелётов из года в год так или иначе звучит эта тема: шумные дети в самолётах и поездах. В разгар летних отпусков и школьных каникул ребят в таком транспорте особенно много, их везут к морю, отдыхать, оздоравливаться. Кричащие, плачущие, бегающие по салону, тыкающие ногами в спинку впереди стоящего кресла, разбрасывающие вокруг себя обёртки от конфет — эти пассажиры вызывают раздражение, а порой и агрессию. Часто во всех смертных грехах готовы обвинить их родителей: не воспитывают, не наказывают, не прививают элементарной вежливости.
Разумеется, эта тема всегда живо обсуждается на форумах. Мы пособирали интересных мнений в одной из подобных тем на форумах U-mama. Наверняка вы найдёте в них очень знакомые ситуации.
— Про грудных детей действительно сложно сказать, все по-разному переносят полет, — пишет пользователь Mrss. — Хотя в среднем дети русских туристов орут больше, чем за границей. Видимо, иностранные граждане привыкли летать с младенцами раньше наших. Однако более старшие дети орут не меньше грудных. Потому что родители не научили их, как вести себя в общественных местах, а также не всегда продумывают, чем будет заниматься ребенок в течение полета. Чаще всего дети плохо ведут себя от нечего делать.
— Мои не орут. И я спокойно отношусь к орущим младенцам, ну мало ли что там у них, а не объяснишь ведь. Но вот когда трёхлетки истерят — это бесит. И мамы подросших детей должны знать, что их орущие дети бесят всех. Не все просто пытаются успокоить, — рассказывает пользователь Ьырг.
— Орущие дети бесят невыносимо как факт, но, естественно, ни вазомоторикой, ни вербально я в таких случаях ничего не выражаю, ибо причина визга понятна и заслуживает всяческого сочувствия, — считает Лау. — Но скажу, что принимающая на грудь и орущая взрослая компания бесит в самолете не меньше, и им я не стесняюсь высказывать.
— Вот вы долетите, там и отдохнёте, — утешает возмущающихся пользователь Вер@нда. — И то не факт. У нас, например, в отеле сосед-пьяница попался, до утра песни распевал и с женой по телефону ругался. — Спасут личный самолёт и личный остров в океане.
О том, почему люди так часто агрессивно настроены к детям, которые несдержанно ведут себя во время перелёта, рассуждает психолог Мария Розенсон.
— Сначала включается инстинкт: плачущий ребёнок — надо спасать, — рассказывает психолог. — А следующая реакция — это раздражение. Возможно, срабатывает наша память о том, как мы кого-то раздражали, когда были детьми, как реагировали родители на шум, плач и так далее. В норме реакция на плач ребёнка — это пожалеть, но довольно часто люди реагируют на это агрессией, потому что когда-то так реагировали на их слезы.
По мнению психолога, мы чувствуем раздражение, когда слышим и видим шумных детей, еще и потому, что не знаем, как и чем в такой ситуации помочь. И тогда переключаем агрессию на родителей, давим на их вину.
— Конечно, родителям шумных детей непросто в такой ситуации, — считает Мария Розенсон. — Им нужно находить ресурсы, чтобы отвлекать ребят, переключать их внимание. В случае с младенцами вообще рано говорить о невоспитанности или непослушании. Когда мои дети были маленькими и доставляли окружающим дискомфорт, я просто извинялась, но это уже про вежливость, про взаимное уважение.
В целом многие отмечают, что такое не всегда терпимое отношение к детям и особенностям их поведения характерно для России. Во многих европейских странах люди намного спокойнее реагируют и на шум, и на шалости.
— У нас вообще территория взрослых и здоровых, — считает психолог. — Понимание того, что ребёнок не взрослый, что его поведение не может быть таким же, но он имеет точно такое же право путешествовать, как и взрослый, пришло не так давно.
Возможно, причина и в том, что не так уж давно у нас стало нормой путешествовать с детьми начиная с грудного возраста, особенно в самолётах, но весь мир путешествует с ними, и это обычно и нормально.
Тем, кто всегда испытывает раздражение и агрессию, психолог советует «полюбить своего внутреннего ребёнка», вспомнить, каково это — быть маленьким, вспомнить свои собственные детские ощущения. Конечно, если раздражительность и агрессия зашкаливают — это уже повод обратиться к психотерапевту.
— Родителям очень важно не присоединяться к осуждению по отношению к ребёнку, которое исходит от посторонних взрослых, — рекомендует эксперт. — Важно поддержать малыша в этой ситуации, встать на его защиту и уже потом проговорить с ним ситуацию и его поведение. Если кто-то шикнул на ребенка и родители присоединились к конфликту и тоже начали шикать, то намного больше вероятность, что ребёнок только усилит свой протест. Ну и, конечно, важно заранее позаботиться о том, чем занять его в пути.
Поделитесь с нами вашим опытом перелётов и длинных поездок. Расскажите, чем досаждали вам маленькие пассажиры и как вы реагировали на них? Если вы сами часто летаете с детьми, напишите о своём родительском опыте. Присылайте письма на нашу редакционную почту news@corp.e1.ru с темой: «Дети в дороге». Лето впереди длинное, так что мы обязательно ещё вернёмся к этой проблеме.
Как вы реагируете на шумных детей в самолётах и поездах?
Почитайте колонку возмущённой мамы, которая написала о том, как некоторые пассажиры реагируют на детей на рейсе.
А вот здесь — обзор, как отправить ребёнка на море и сколько это стоит.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU