Испортить отпуск или деловую поездку очень легко. Одно время я работал в кол-центре авиакомпании, консультировал будущих и настоящих пассажиров, выслушивал жалобы на работу компании и отдельных ее сотрудников, помогал решить возникшие проблемы. Вы не поверите, как много людей попадают в сложные ситуации просто по незнанию и как можно было бы облегчить себе жизнь, просто почитав правила (скучно и официально) или заранее обратившись в кол-центр при малейших сомнениях (весело, но надо ведь разговаривать с живыми людьми).
Для тех, кому предстоит полет и кому удобнее не звонить, а читать (нормальным понятным языком), я составил несколько правил, которым лучше следовать. Во всяком случае, если для вас основная цель — спокойно добраться из точки А в точку Б.
Не буду утверждать, что я высококвалифицированный специалист. Все ситуации взяты из реального общения с реальными пассажирами, но на примере всего одной авиакомпании. Возможно, в других иначе, но что-то подсказывает, что нет.
Итак, чтобы испортить себе поездку, вам нужно:
1. Пренебрегать размерами ручной клади
Размер имеет значение не только для девочек. Особенно ручной клади. Если полагается по вашему тарифу 55*40*20 см, то так и должно быть, ни на сантиметрик больше. Варианты «уменьшить с одной стороны, чтобы превысить с другой» тоже не допускаются. Совокупность параметров актуальна по отношению к багажу. Там вот есть условные 203 см на сумму длины, ширины и высоты, делайте с ними, что хотите. С ручной кладью нельзя.
Казалось бы, простое и элементарное правило, но не поверите, сколько приходилось выслушивать в день гневных обращений вроде: «Какого черта?! У меня длина ручной клади всего на два сантиметра больше, а меня не пустили на борт!» Потому что нельзя. Правильно или неправильно, справедливо или жестоко — судить не мне, но факт есть факт: превышение размеров ручной клади — идеальный способ испортить отпуск. Если есть сомнения, то берите ручную кладь в мягкой сумке или рюкзаке. Лишние пару сантиметров всегда можно прижать до нужных габаритов и запихнуть кладь в специальный калибратор. Но вот с жесткими чемоданами это не сработает.
Особенно внимательно вчитывайтесь в правила, потому что даже у одной компании к разным тарифам может быть разная по размеру ручная кладь.
2. Покупать билеты с пересадкой на рейсы разных авиакомпаний
Представьте обычную ситуацию: из Сургута в Тюмень вы летите «Ямалом», а из Тюмени в Сочи — «Аэрофлотом». Вы подобрали идеально подогнанные рейсы, ожидание в аэропорту не более двух часов между рейсами. Достаточно, чтобы пересесть, но не затосковать в терминале. Вы потираете ладошки в предвкушении отличного отдыха на море, жмуритесь от шума волн в вашей голове. И вдруг за пару дней до вылета приходит сообщение от «Ямала», что рейс отменен. Причина, конечно, не сообщается (компании могут цинично отменять рейсы при неполной загрузке самолета), вас ставят перед вариантом: бесплатно меняете билет на другую дату или возвращаете за него деньги. А как же быть с рейсом в Сочи? А никак.
«Аэрофлот», как и другой перевозчик, не несет ответственности за отмену рейсов других авиакомпаний. Хорошо, если у вас тариф допускает обмен на другую дату или добровольный возврат. Вы потеряете какую-то сумму, но большую всё же сохраните. Но в большинстве случаев пассажиры экономят на всем, выбирая необменные и невозвратные тарифы. Потому что вы ведь точно уверены, что полетите, что может случиться-то? Ну, например, вот это.
Чтобы избежать подобной ситуации, покупайте трансферные билеты одной компании. В этом случае при отмене первого рейса вы сможете вернуть деньги и за второй. Или обменять оба без доплаты на другую дату. Или же, если не получается купить билеты одного перевозчика, позаботьтесь, чтобы тарифы допускали возможность обмена с доплатой. Неприятно, но не смертельно.
3. Покупать билеты туда и обратно одной бронью
Тут кроется небольшой подвох. На самом деле, выгоднее сразу купить за одну транзакцию билеты туда и обратно, потому что топливный сбор в этом случае рассчитывается с неплохой скидкой. Билеты получатся на 500–1000 рублей дешевле, чем отдельно туда и отдельно обратно. Не ведитесь на эту выгоду. Не нужна она вам. И вот почему.
Дело в том, что при неявке на один из рейсов большинство авиакомпаний аннулирует все следующие полеты в брони. Если вы не успели на рейс Москва — Краснодар, то обратный билет Краснодар — Москва тоже пропадает. Нельзя будет просто купить новый билет Москва — Краснодар и воспользоваться оставшимся участком обратно по старому билету. Потому что нет участка этого больше. И нередко несчастные пассажиры узнают об этом только при прохождении регистрации. Это касается только билетов, которые оформлены одним заказом в одной брони.
В этом плане выгодно отличается (пока что) Utair. Если вы не можете по какой-то причине лететь первым сегментом, звоните в авиакомпанию на горячую линию и просите аннулировать вам на него места. В этом случае второй полет по брони сохранится. Но дозвониться должны не позднее 40 минут до вылета первого самолета. То есть не позднее окончания регистрации на тот рейс, которым не полетите.
Как быть? Покупать билеты разными бронями. Сперва купили Москва — Краснодар. Потом повторно зашли на сайт и купили Краснодар — Москва. Потеряли скидочку на топливный сбор, конечно, но всё равно оказались довольны. Потому что здесь как раз такой случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть.
4. Не предупреждать авиакомпанию, если заболели
Мало кто знает, но каждый невозвратный билет можно вернуть. Для этого нужно только заболеть. Или сделать вид, что заболели. В любом случае вам нужна справка от врача, в которой период болезни совпадает с датой полета. Но еще нужно заблаговременно перед вылетом связаться с авиакомпанией и грустным прискорбным кашлем (примерно как сообщаем начальству, что заболели и не выйдем на работу: вроде как, мы и рады бы, сами мечтаем трудиться с утра до вечера, но ничего не попишешь) снять места на рейс.
Улететь вы уже не сможете, но зато со справкой вернете деньги за билет. Помимо вашей болезни, можно воспользоваться болезнью ваших близких (мать, отец, жена, муж, брат или сестра родные, дети, бабушка, дедушка), если они летят в том же самолете, что и вы. Смерть вышеперечисленных родственников (тьфу-тьфу) тоже будет причиной для возврата, в этом случае им уже не обязательно быть пассажирами наравне с вами.
5. Сообщить о животном или о своих ограниченных возможностях в последний момент
Наиболее удобный способ спровоцировать лютый хайп — это, будучи инвалидом, не предупреждать авиакомпанию об этом, а просто заявиться на рейс как ни в чем не бывало. Любой авиакомпании нужно подготовиться к перевозке такого пассажира. Подготовить амбулифт, если он потребуется, предоставить кресло-коляску, оказать помощь при посадке, размещении в салоне и так далее. Поверьте, никто не откажет в этих приятных мелочах и не возьмет ни копейки, если вы за пару суток до вылета позвоните и предупредите перевозчика.
То же самое надо делать, если летите с домашним животным. Начнем с того, что некоторые компании вообще отказывают в провозе животного на борту, будьте любезны — в грузовой терминал. Но если и разрешают, всё равно нужно заранее сообщить об этом. В конце концов, в самолете может просто не оказаться места для вашей милой болонки или кота.
Конечно, пунктов значительно больше, я привел только наиболее популярные, наверное. Может, что-то и упустил, будет круто, если расскажете об этом в комментариях. Ну и конечно, не стал упоминать самые элементарные, типа «проверяйте правила провоза багажа», «приезжайте в аэропорт заранее», «выбирайте достаточно большое стыковочное время в трансферном аэропорту», «слушайтесь маму и переходите дорогу только на зеленый свет». Думаю, все об этом знают. Другое дело, что не у всех получается.
Если уж быть честным, то авиакомпании и без вашей помощи периодически портят людям отпуска, командировки и путешествия. Вовсе не обязательно им в этом помогать. И помните: вне аэропорта ваше спасение живет на горячей линии службы поддержки, а в аэропорту — в кабинете представителя. Не стесняйтесь их мучить, им за это деньги платят.
Дмитрий Карпов