Екатеринбуржцы Евгений и Олеся Бякины вместе с двумя дочками уже полгода путешествуют по Центральной Америке. Сначала они жили в доме на колёсах, а сейчас продали его и купили джип. Младшей девочке Даяне почти два года, старшей Еве — девять лет. О том, как дети справляются в таком изматывающем путешествии и как налажен их быт, Бякины рассказали E1.RU.
Младшей дочке Даяне не привыкать к жизни вне России. Она вообще родилась в Аргентине. Екатеринбуржцы осознанно сделали такой выбор, потому что ребёнок, который рождается на территории этой страны, автоматически получает второе гражданство.
— Когда Даяне исполнился месяц, у нее уже было два паспорта: российский и аргентинский, — рассказала Олеся Бякина. — Кроме того, родители и ближайшие родственники сразу могут получить ПМЖ. Оформление документов займет всего 2–3 месяца. А через пару лет можно будет стать гражданином этой страны.
Также, по словам Олеси, Аргентина подкупила их тем, что россияне могут находиться в этой стране без визы в течение трёх месяцев. А если задержались дольше, то должны лишь заплатить штраф в 100 долларов с человека и предъявить квитанцию об оплате в аэропорту при вылете. Плюсом было и то, что медицина в Аргентине бесплатная и качественная.
— Мне, простой туристке, удосужилось родить в государственном госпитале, имея при себе лишь загранпаспорт, — говорит екатеринбурженка. — Мы прилетели в Буэнос-Айрес, когда я была на седьмом месяце беременности. Сразу же встали на учет и, вуаля! Наблюдение у врача, все необходимые анализы, роды и потом еще несколько приемов у педиатра были абсолютно бесплатными!
Если бы Олеся и Евгений выбрали рожать в платной клинике, то это обошлось бы им примерно в 17 500 долларов. Но всё-таки есть и минусы в решении рожать за границей.
— Из минусов можно выделить высокий уровень цен. Например, аренда квартиры в 30–35 квадратных метров в хорошем районе обойдется не менее 900 долларов в месяц, — говорит Олеся. — И, конечно, до Аргентины далеко лететь. Из Екатеринбурга мы добирались на трех самолетах. Самый долгий перелет занял 14 часов. Что же касается моего общего впечатления от нашего замысла родить в Буэнос-Айресе, то я осталась очень довольна. Как говорится, все прошло «без сучка, без задоринки».
Когда Даяне был месяц, Бякины вернулись в Россию на лето, а уже осенью отправились в большое путешествие. В пути старшая дочка учится в онлайн-школе, а младшая только познаёт мир.
— Как у вас устроен быт детей, есть ли распорядок дня?
— Распорядок дня у детей есть, но не как в армии. Он немного видоизменяется в зависимости от нашего места пребывания. Когда мы останавливаемся в каком-нибудь новом месте на несколько дней, то он выглядит примерно одинаково. Завтракаем мы около 8 утра, в 9:00 у Евы начинаются занятия в школе и заканчиваются около 13:00 или 14:00. Я в это время играю и гуляю с Даяной, и ещё она успевает поспать, а муж работает. Затем мы все вместе обедаем и идём осматривать достопримечательности. Вечера мы проводим по-разному. Ева либо гуляет с подружками, либо мы чем-нибудь занимаемся дома. А ещё она много читает про животных и любит рисовать и делать разные поделки. Даяна почти все время проводит со мной, за исключением случаев, когда я провожу консультации. Работать мне удается обычно уже поздно вечером.
— Как и где учится Ева?
— В октябре прошлого года Ева перевелась в онлайн школу «Интернет урок». Учится она официально, соответственно, в дальнейшем сможет сдать ЕГЭ и получить диплом государственного образца. Здесь есть все предметы российской образовательной программы с 1-го по 11-й классы.
— А в чем заключается учёба?
— Несмотря на то, что мы живём в доме на колесах и, казалось бы, постоянно в дороге — время на школу есть всегда. Каждый месяц мы делаем привал на 1–2 недели в какой-нибудь стране. Это может быть кемпинг, квартира или дом, где обязательно есть Wi-Fi. Тут-то и начинается активный учебный процесс. Обычно у дочки по 5 уроков в день с 9 утра. Она самостоятельно засекает и отслеживает по будильнику время на каждый предмет. Для занятий ей необходимы интернет, ноутбук и тетради, а все учебники есть в электронном виде.
Сначала Ева смотрит видеоурок, затем выполняет тренажёры на усвоение материала, дальше решает самостоятельные и контрольные работы. И, конечно, всегда может задать вопрос учителю, если что-то непонятно. Но, вообще, учеба ей даётся легко. Как и все школьники, она выполняет домашнее задание. Потом его фотографирует, отправляет учителю по почте на проверку и получает оценки, выставленные в электронный журнал. Аттестация за четверть и за год ей тоже не чужда.
— На каком языке говорят ваши девочки? Могут ли общаться с кем-то кроме вас, со своими ровесниками?
— Девочки у нас очень общительные, и у них не возникает барьеров в общении ни со сверстниками, ни со взрослыми. Ева разговаривает на русском, изучает английский и испанский. Даяне ещё 1,9 лет, поэтому говорит она пока мало. Здоровается по-испански, прощается по-английски и просит еду по-русски. Почти в каждом месте, где мы останавливаемся на несколько дней, у старшей дочери появляются друзья. На Тенерифе Ева ходила в художественную школу. Там мы жили чуть дольше месяца.
— Бывает, что они устают и капризничают в пути, просятся домой? Как справляетесь с ними, если это происходит?
— Конечно, всякое бывает, но в основном они хорошо переносят дорогу. Обе девочки с самого детства путешествуют. Если младшая начинает капризничать, то мы либо останавливаемся и выходим прогуляться, либо я превращаюсь в клоуна и развлекаю ее всеми возможными способами. Заднее сиденье автомобиля больше напоминает магазин игрушек, в котором работает буфет. Бизнес-ланчей там, конечно, не бывает, зато вот вода, фрукты и орехи — всегда, пожалуйста. А перерыв на обед мы совершаем в разных заведениях, которые заприметим из окна.
В машине у нас есть телевизор. Так что девочки в пути не только слушают аудиокниги, но еще смотрят мультики на испанском. Так сказать, совмещают приятное с полезным. Ева иногда скучает по бабушкам и друзьям из России, впрочем, как и мы. И это нормально. Но возвращаться в Екатеринбург сейчас, когда там холодно, она пока не хочет. Ждём весны.
— Детям нужно много двигаться, как вы эту проблему решаете, если вы в пути постоянно в машине?
— Мы очень много гуляем и проблем с физической активностью не испытывает никто. Попробуйте забраться на вулкан на 4000 метров, осмотреть достопримечательности, гуляя 5–6 часов по городу или час плескаться в океане! У нас лишь последние две недели очень активный график перемещения на машине, потому что нам нужно успеть в столицу Перу к определенной дате. А так мы не насилуем себя. До декабря 2018-го мы вообще жили в доме на колесах и делали паузы на дороге, где нам вздумается.
— Как вы питаетесь, готовите детям еду отдельно?
— В основном я готовлю всегда сама. В автодоме, где у нас была полностью оборудованная кухня, с этим проблем вообще не было. С середины января, когда мы пересели в джип и наше путешествие немного видоизменилось, мы стали чаще обедать в заведениях. Но везде можно заказать еду, которая подходит для ребенка почти двух лет. Мы едим много фруктов и овощей, которых в Южной Америке большое изобилие.
— Используете ли вы детские кресла в машине?
— Да, у Даяны есть детское кресло. А Ева просто пристёгивается ремнем безопасности. Ей кресло уже не требуется. По своему опыту могу сказать, что путешествовать с детьми можно с самого рождения, причем не только в автомобиле. В свои 3 дня от рождения Даяна впервые прокатилась на такси, в 10 дней уже исследовала поезд, с 1 месяца переключилась на самолет, а в 6 месяцев покорила сердце капитана корабля.
Если вам нравятся истории путешественников, то почитайте об уральцах Даше и Илье, которые рванули в кругосветку автостопом четыре месяца назад. Через страны СНГ они добрались до Китая и Таиланда. Другие ребята из Екатеринбурга сейчас ездят по Европе и передают местным детям подарки от маленьких уральцев.
А если вам интересно узнать больше о жизни в США и Латинской Америке, почитайте рассказ екатеринбурженки Алёны, переехавшей сначала в Чикаго, а потом в аргентинский городок Тандиль.
Фото: Instagram героев публикации