Жить в Европе, наверное, мечтают многие. Героиня нашей сегодняшней истории Валерия тоже этого хотела: ради образования и карьеры. Вместе с мужем они придумали, как реализовать мечту, и вот уже полтора года живут в Германии. Лера рассказала нам, как относится к немцам и почему ей очень нравится эта страна, несмотря на то, что не все ожидания оправдались.
«У нас был выбор: остаться и взять ипотеку или уехать»
Я родилась в Екатеринбурге, но до 16 лет жила в Челябинской области, а потом вернулась обратно. Училась в УрФУ и последние четыре года работала по специальности в рекламном агентстве. Муж у меня программист. Мы с ним всегда хотели переехать в Европу — для IT там больше возможностей, а меня привлекало европейское образование.
Первый раз я оказалась в Германии в 2015 году. У мужа там родственники. Мы съездили к ним, но мне не понравилось — очень маленький город на юге Германии. На следующий год мы поехали еще раз, захватили больше стран, Лондон. Вернулись и поняли, что да, хотим переехать. За этот год муж стал руководителем на работе, я тоже хотела двигаться дальше. И у нас был выбор — остаться и взять ипотеку либо уехать сейчас, пока не зашли слишком далеко.
В данный момент один из самых легких способов уехать в Германию — по голубой карте. Это виза для высококвалифицированных специалистов, таких как программисты, врачи и так далее. Муж (но мы тогда еще не были женаты) получил такую карту. Для этого нужно было иметь контракт на работу от немецкой стороны, он у него был. Второе — диплом о высшем образовании, который соответствует должности, которую ищешь. Третье — тебе должны были предложить соответствующий уровень зарплаты. Под все критерии он подходил. Чтобы оформить меня, пришлось выйти замуж. И я переехала по визе «соединение с семьей».
«На переезд у нас было где-то 40 тысяч рублей»
Когда мы поняли, что хотим переезжать, я пошла учить немецкий язык. Работала, а по вечерам ходила на занятия. Муж до сих пор не знает немецкий, он нашел работу в интернациональной компании, где официальный язык — английский.
Так получилось, что меня уволили за день до свадьбы, поэтому все наши планы пошли кувырком. Мы лишились моей зарплаты, и в итоге на переезд у нас было где-то 40 тысяч рублей. Компания нам ничего не оплачивала, кроме авиабилета для мужа. Нам нужно было 3000 евро — у нас их не было, и я не знаю, у кого в 22-23 года есть такие деньги. Поэтому мы обратились к немецким родственникам. Они нам одолжили деньги, сейчас мы их уже вернули.
Мы нашли квартиру у русской женщины. Она сдала нам комнату за 800 евро в месяц, это очень дорого. Но мы согласились. Поскольку она русская, мы ей доверились, никаких договоров не заключали, расписки в получении денег не брали. Какое-то время жили, и она внезапно в воскресенье просто нас выкинула. Причин не объяснила и деньги не отдала. Она осталась нам должна где-то 300 евро. В итоге нам пришлось быстро искать другую квартиру, мы переплатили очень много.
У нас была неделя, чтобы открыть банковский счет — это очень важно, без этого ты ничего в Германии делать не можешь. Дособирали документы мужа, и он вышел на работу. А я попробовала найти квартиру для постоянного проживания. Не получилось — это очень-очень-очень сложно сделать в Германии. Люди тут ищут и год, и полтора. Но нам повезло. На работе у мужа был иорданец, который уезжал, и он предложил пожить в его квартире.
Переехали мы в июне, а в сентябре я продолжила учить язык на курсах. Потом устроилась на подработку, чтобы практиковать язык.
Конечно, из-за языкового барьера часто возникали конфузные ситуации. Первая была, когда мы только приехали в Германию и пошли в спортзал. Я ждала мужа возле раздевалки, и ко мне подошел какой-то старик. Он общался со мной минут 10. Я не поняла ни слова! Только, когда он делал паузы, улыбалась и смеялась. В какой-то момент я поняла, что интонация становится вопросительной, и просто убежала. И таких моментов, когда ты из-за языка не мог что-то сделать, было очень много.
Сейчас я работаю в пекарне в утреннюю смену и по выходным. Пеку булочки, работаю на кассе, общаюсь с людьми. Я уже поднаторела в языке и чувствую себя более уверенно, хочу менять работу.
«В целом ожидания оправдались»
Мы живем в Дюссельдорфе. Это отличный город, мой самый любимый в Германии. Он не очень туристический, но тут есть на что посмотреть. Он аккуратный, абсолютно нешумный и очень красивый. Рядом находится Кельн, и все почему-то едут туда. Я считаю, что они дураки и нужно ехать в Дюссельдорф.
В целом наши ожидания от жизни в Германии оправдались. Возможности, работа — все это здесь есть. Но что-то локальное себя не оправдало. Например, чистота. В Германии не так уж и чисто. У нас очень много беженцев. Я не знаю, связаны ли они с тем, что у нас так грязно, но это факт. Пунктуальность — тоже миф. Или то, что ты приедешь и будешь каждый день путешествовать в новую страну. Или рассказы: «Друг уехал в Европу и стал зарабатывать миллионы». Чтобы хорошо зарабатывать в Германии, нужно очень много работать.
Здесь, кстати, очень много русских. Есть программа поздних переселенцев, много по работе переезжают. Другое дело, что не все остаются. Русские, с которыми мы общаемся, чаще всего — если они не переселенцы, а просто переехали по рабочей визе, как мы, — на Германии не концентрируются. Сейчас у нас знакомые ищут работу в других странах. А так здесь есть русские бары, дискотеки, магазины.
«С немцами не надо быть слишком дружелюбными»
Немцы очень дружелюбные на вид, но что у них в душе — никто не знает. Они никогда, если у тебя что-то случится, не потащат тебя к себе домой со словами: «Переночуй у нас». Они помогут словом, советом, и все. Я холодный человек по натуре, мне не нужно сближение, дружба. Я не расстраиваюсь, что немцы не зовут меня в гости. Муж у меня такой же. Поэтому немецкий менталитет нам очень нравится.
Есть люди, которые здесь живут, и им тяжело, потому что на детской площадке немцы с ними не болтают, на работе нет друзей. Нам, наоборот, очень нравится, что не надо быть слишком дружелюбными.
А вообще я всегда говорю, что люди везде одинаковые. Вот мы, например, переспрашиваем: «Че ты сказал?» — немцы делают то же самое. Другой вопрос, что люди поставлены в разные условия. В Германии всегда государство поможет, подскажет. У людей есть жизненный баланс.
Хоть я и не пью пиво, мне очень нравится местная традиция: немцы каждый день после работы собираются в центре и пьют пиво. Неважно, какая погода. И они даже не сидят, а стоят за высокими столиками. Но при этом прямо алкоголиков я здесь еще ни разу не встречала.
В воскресенье никто не работает, кроме, мне кажется, моей пекарни. Все магазины закрыты, ты ничего не можешь купить. Это день семьи. Они стараются проводить время вместе, идут в открытые пекарни. Завтракают все вместе. Нам такого не хватало в России. У нас в воскресенье открыты торговые центры, и все бегут покупать себе шорты по скидке.
«Многие немцы ни разу не выезжали за пределы Германии»
В Европе легко путешествовать, если у тебя есть деньги, даже без знания языка. Если, конечно, ты не едешь в немецкую глубинку. В больших городах все могут ответить на английском. К тому же все можно найти в интернете. В Германии есть способы путешествовать очень дешево. Мы много ездили по стране, побывали на Канарах, в Праге, Швейцарии, Голландии, Бельгии.
Интересно, что многие немцы ни разу в жизни не выезжали за пределы Германии, потому что для них это дорого. Но есть и те, кто путешествует каждые выходные.
Иногда я скучаю по русскому языку, поэтому начала вести свой блог в Instagram. По-русски я говорю свободно, могу легко обратиться к кому-то. А на немецком, пока предложение составишь, можно заплакать три раза.
У нас большие планы. Я хочу поступить в следующем году в магистратуру на рекламу и сменить работу. Муж скоро откроет свою маленькую фирму с другом. Он будет организовывать всякие конференции. Возвращаться мы не хотим, хотя Екатеринбург — хороший и красивый город.
В прошлый раз в рубрике «Сбежавшие за границу» мы рассказывали историю девушки, которая уехала в Италию за искусством. А ранее публиковали историю семьи, которая живет на Кипре. Также мы писали про екатеринбурженок, переехавших в Китай, солнечный Египет и Аргентину, уральце, открывшем бар в Праге, и уроженце Каменска-Уральского, который уже 12 лет живет в Англии. А журналистка Ая Шафран рассказала нам несколько историй о своем переезде в израильскую пустыню.
Фото: Валерия СТАРИКОВА