Супругам Зое и Михаилу Колмогоровым из Екатеринбурга — за 60 лет. Последние четыре года они провели не на даче с грядками и не дома у телевизора, а на яхте в кругосветном путешествии. Изначально планировали пройти кругосветку за 2014–2015 год, но всё затянулось до 2017-го.
Зоя и Михаил даже познакомились в водном походе, когда ещё учились в институте. Потом приучили к морскому делу и детей — ходили на байдарках, пересекли Байкал под парусом. В 1997 году купили свою яхту и с тех пор не прекращали мечтать о большом путешествии по миру. О своих приключениях в кругосветке супруги рассказали в интервью E1.RU.
— По несколько месяцев в году мы отдыхали на яхте в Средиземном море, — рассказывает Михаил. — Но для кругосветки надо что-то побольше — чтобы каюты закрывались. Это ведь как космический корабль, в котором ты можешь автономно существовать. Нужно везти много пресной воды, еды и топлива. У меня есть бизнес, но для того, чтобы уйти в кругосветку, надо, естественно, всё бросить. Даже если кому-то поручаешь, то в конечном итоге всё равно никто за тебя работать не будет.
— Где проходил ваш маршрут?
— Начали мы с Турции, потом прошли через Средиземное море, зашли в Рим, Барселону, на Балеарские острова, на Канарские острова через Гибралтар. Потом дошли до Барбадоса, оттуда через Панамский канал в Тихий океан, его пересекли. Прошли по проливу между Австралией и Папуа — Новой Гвинеей, дошли до Индонезии, дальше — Малайзия, Сингапур, Таиланд. Там погостили год и три месяца. Но всё-таки надо было закончить — пошли на Никобарские острова, там нас на неделю задержали индийские военные.
— Ого, как это произошло?
— Там запретная зона… А мы пользовались непроверенной информацией. Зашли на остров, оттуда нас проводили на военную базу, где мы стояли неделю, пока шли переговоры между нашим консульством в Калькутте и военными. Мы созванивались с ними по несколько раз в день, а там всё очень неторопливо, поэтому простояли неделю. Там курорт, на самом деле. Стоишь на якоре в защищённой бухте, рыбачишь, купаешься, смотришь фильмы, бананы тебе привозят. Но формально мы были в плену, на берег сходить нам не разрешали. Когда всё уладили и нас отпустили, мы дошли до Шри-Ланки, потом Мальдивские острова, прошли через зону действия сомалийских пиратов. Она в самом начале Африканского рога.
— Не встретили их?
— Нет. Там организован коридор безопасности, если что — по рации связываешься с военными, постоянно летают самолёты, спрашивают, всё ли нормально. Постоянно курсируют военные корабли, но за всеми не уследишь — всё равно захватывают. Мы маленькая яхта, нас не трогали. Мы шли круглосуточно, ночью тушили все огни, даже ходовые, которые вообще-то всегда должны гореть. Но там все их тушат, чтоб не заметили пираты. Не переговаривались по рации. Поэтому проскочили нормально. Дальше дошли до Красного моря и по нему обратно до Турции.
— Сколько по времени длились переходы?
— Самый длинный переход был от Галапагосских до Маркизских островов. Это три тысячи миль — мы шли их больше месяца. Утопили там спутниковый телефон, две недели не было связи, нас тут потеряли. Дети уже собирались вызывать спасателей и нанимать вертолёты, чтобы нас искать. Но у нас был назначен определённый день, в который мы должны были дойти до следующей точки. Мы успели, пришли день в день. Дети сказали: «Где вы были? Мы завтра уже собирались лететь на поиски!»
— Как дети вообще отнеслись к вашему путешествию?
— У нас трое детей, они уже взрослые. Старшим сыновьям по 38 лет, дочке — 33. Когда мы вернулись, они сказали, что нами очень гордятся. Было очень классно от них такие вещи услышать.
— А как долго вы могли бы продержаться на запасах, если бы что-то случилось?
— Ну полгода-то точно! И потом, мы же ловили рыбу. За всё время — больше 200 штук. Можно было бы и больше, но у нас и так был полный холодильник. Бывало, что кто-то начинал просить: дайте уже макароны с тушёнкой! Доширак какой-нибудь считался лакомством, хотя у нас был тунец и солёный, и жареный, и копчёный.
— Вы не всегда вдвоём были?
— Зоя прошла 4/5 пути, до Таиланда. Всё это время мы постоянно шли вдвоём, но к нам на некоторых отрезках присоединялись наши друзья — прилетали в отпуск. Например, по Карибскому морю мы шли вшестером.
— Шли на парусах или с двигателем?
— В основном, на парусах. Включали моторы, только когда по времени не успевали. Например, в штиль. Кроме того, мы экономили топливо. А в Индонезии мы вообще сломали двигатель. Попали ночью в какой-то трос или сеть. Она намоталась на винт и он слетел. Двигатель крутился, а винт просто болтался. Это было достаточно экстремально. Мы были рядом с Сингапуром, а это крупнейший порт, там огромный траффик судов, ходят в том числе здоровые танкеры, которые растопчут и не заметят. А мы совершенно не могли лавировать без двигателя. К тому же ещё горели леса на Борнео, весь дым ветром сдувало на нас, была очень плохая видимость. Мы видели корабль, который на нас несётся, когда он подходил к нам уже ближе чем на километр. Кричали им, сигналили в горн, вызывали по рации. По правилам они должны нас пропускать, но сейчас много недоученных моряков, которые просто проносятся рядом и не соблюдают правила. Могут волной перевернуть или даже врезаться — не так редко это происходит.
— У вас не было столкновений?
— С кораблём, к счастью, не было. Но было столкновение с рифом на атолле Суворова. Его, кстати, якобы купил наш бизнесмен Антон Баков — но, на самом деле, там никто о нём даже близко не знает, не видел и не слышал. Мы туда зашли просто ради интереса. Это самая середина Тихого океана — острова Кука, заповедное место. Кольцеобразный коралловый риф диаметром порядка 40 километров, а внутри лагуна глубиной 30 метров. Там никакой цивилизации нет, живёт только смотритель острова с женой. Мы туда зашли, подул очень сильный ветер, нам порвало якорную цепь, а верёвку от запасного якоря намотало на винт. То есть мы остались без якоря и без двигателя. Ветром нас выкинуло на риф, яхта лежала на боку, её било об кораллы. Уже думали, что всё — мечта разбилась о риф, пробьём борт. Понятно, что мы бы не погибли, высадились бы на берег и жили бы там шесть месяцев, но яхту бы уже не спасли. Но это не входило в наши планы, это не про нас.
— В итоге удалось спасти?
— Удалось. В таких ситуациях голова начинает мощно работать. Стянули яхту на более глубокую воду, зацепляя верёвками за кораллы. Нас забило в этот риф на 200 метров. Но пока это всё делали, у нас отлетел винт двигателя. Потом пришлось ремонтироваться на островах Самоа.
— Сколько раз вообще ремонтировали лодку за всё путешествие?
— Что-то чинили постоянно — и паруса рвались, и сантехнику ремонтировали, и приборы. Борт, к счастью, ни разу не пробивали. Яхта крепко сделана.
— Как у вас день строился?
— Днём шли на автопилоте, было более расслабленно. А ночью вахта менялась через каждые три часа. Даже когда приехали сюда, первое время заснул в 12, проснулся в 3 — сна ни в одном глазу. Но мы привыкли к этому относиться спокойней. Прекрасно понимаешь, что сутки или даже двое не поспать — это совершенно нормально.
— У вас было так?
— Да, например, когда мы попали в циклон. Если он сформировался вокруг тебя, ты ничего не можешь сделать. Внутри штиль, а вокруг ветер дует со скоростью 100 километров в час и волны бьют со всех стороны. Старые деревянные корабли буквально рассыпались в циклонах, вылетали гвозди, корабль давал течь и погибал, потому что его болтало в разные стороны. Когда мы попали в такой, четверо суток стояли на месте на плавучем якоре. Двое суток вообще невозможно было спать. В каютах просто катаешься по дивану от одной стены к другой или распираешься ногами и руками в стенки, так спишь. Дождь двое суток не прекращался, выходишь на палубу и промокаешь насквозь. А каюта задраена, там душняк, и за несколько дней всё покрывается чёрной плесенью. Когда шторм прекратился — открывали все люки, мыли стены уксусом, просушивали. После такого на мелкие штормы, которые длятся меньше суток, уже и внимания не обращали.
— Зоя, а как вы согласились на такое?
— Я пошла, можно сказать, совершенно случайно. Решение было принято стихийно и неожиданно даже для меня. Когда Михаил решил идти в кругосветку, я себя даже не рассматривала в качестве члена экипажа. Он собирался идти один этап с одними друзьями, другой — с другими. Я решила пойти с ним только по Средиземному морю. А в Испании получилось так, что люди, которые должны были приехать, не смогли. Он оставался один, поэтому я осталась с ним. Подумала, может, и я на что-то сгожусь. В парусах я до сих пор не очень разбираюсь, но приказы выполнять могу, на вахте постоять, умею держать курс, включить двигатель. А ещё готовила — пекла хлеб, делала пироги.
После путешествия супруги написали книгу о своих приключениях. Она составлена на основе дневников, которые каждый день вели в кругосветке. Сейчас она готовится к печати в издательстве.
Кстати, недавно мы рассказывали о других морских путешественниках. В конце 1980-х годов четыре экипажа уральцев решились на смелую авантюру — дойти на катамаранах из Екатеринбурга (тогда ещё — Свердловска) до Майами. Свой морской поход они назвали акцией «За мир, безъядерную Европу и разоружение». Решили собирать подписи под петицией о разоружении и привезти их Рональду Рейгану в США. За несколько лет они успели много раз попасть в передряги: ломали мачты, попали под обстрел на полигоне НАТО, узнали о том, что страна развалилась, когда были в Греции. Полностью историю можно почитать здесь.