Голодный взгляд львицы сверлит спину маленькой девочки, беззаботно играющей на полянке. Хищница двигается медленно, аккуратно, чтобы не спугнуть ребёнка, подходит всё ближе и ближе. Ещё секунда и она набросится на малышку…
Такие события могли бы разворачиваться в киношном сюжете, но не в крымском сафари-парке «Тайган», где людям дозволено не только находиться среди львов, но даже обнимать их и дёргать за хвост. Сюда приехал тревел-фотограф из Екатеринбурга Станислав Белоглазов — обниматься со львами и фотографировать, конечно.
Хозяин парка Олег Зубков знает повадки и настроения всех своих львов — здесь их больше 70. Малейшие позывы животного инстинкта, вспыхнувшие в их глазах, дружественно гасятся ударом тапка по морде. Получив замечание, звери понуро и без лишней агрессии уходят в сторонку: раз босс сказал, «неможно жрать туристов» — значит «неможно»! Необычайным образом Олегу Зубкову удалось завоевать железный авторитет у диких львов, естественная жизнь которых ограничена лишь забором просторного сафари-парка.
Любой посетитель «Тайгана» может наблюдать за жизнью львов, просто прогуливаясь по мостикам на высоте 5 метров. Но за отдельную плату особо смелые имеют возможность спуститься вниз, погладить животных и сделать селфи. Ожидать подвоха от хищника не стоит — Олег стопроцентно знает, кто из его питомцев сегодня дружелюбен, а кто не в духе.
— Нигде в мире я не встречал такой «услуги», как обнимашки со львами, — рассказывает Станислав Белоглазов. — В дикой Африке, в Танзании, встречается такая забава, когда за 50 баксов сафари-гид предлагает выйти из джипа — и фотографирует клиента с диким львом. Но такие развлечения периодически заканчиваются тем, что кого-то из туристов просто съедают, в исключительных случаях вместе с наглым гидом. Я крайне не рекомендую столь близко общаться с дикой природой. Вот, к примеру, в Йоханнесбурге есть небольшой сафари-парк, куда можно въехать на своём арендованном ранее автомобиле. Там я позволял себе смелость приопускать стекло двери и фотографировать семьи львов с близкого расстояния. Может, это и несколько наивно, но я предполагал, что в случае нападения смогу защититься от хищника своим тяжёлым фотоаппаратом с длиннофокусной оптикой. Есть там и отдельная экскурсия — обнимашки с гепардами, но эти гепарды — это полукошки-полусобаки с ошейниками, с детства воспитанные людьми.
Многие наши соотечественники привозят с азиатских курортов снимки «я и тигр», но, говорят, что животных обкалывают какими-то успокоительными препаратами, чтобы они вели себя спокойно, рассказывает Станислав.
— Таких невменяемых тигров мы встречали в буддистском монастыре в Таиланде. Про цирк, где львы и тигры контролируются «кнутом и пряником», вообще не говорю, сами дрессировщики опасаются, что внезапно получат атаку сзади от своих подопечных. К цирковым хищникам простых людей не подпускают ни при каких условиях. А вот в крымском «Тайгане» львы никем не дрессируются и никакими препаратами не напичканы: живут себе прайдами, по своим природным законам… Да, им подкидывают еду, но инстинкты они не теряют, охотиться умеют, да и между собой разборки устраивают вполне по-дикому — ран на шкурах предостаточно, — вспоминает он.
Владелец парка Олег Зубков понимает своих львов с полуслова, а их темпераменты знает наизусть. Среди его питомцев есть как буйные особи, которые живут в отдельном загоне, так и, наоборот, чересчур трусливые львы, фотографироваться с которыми проблематично — иди догони его!
— Как Олег смог разобраться в их иерархии и поставить себя среди всей этой своры на место главного? — удивляется Станислав. — При этом у него нет ни плёток, ни оружия, ни снотворных препаратов. У самих львов нет опасения, что человек сделает им больно, за свои шалости они, конечно, могут получить тапком по морде, но это всё в рамках прайдовой игры.
В парке Олега Зубкова обитают африканские и белые львы — достаточно редкий вид. Большинство белых львов живут исключительно в заповедниках. В дикой природе их нестандартный окрас мешает оставаться незамеченным.
— Это самое крупное львиное сафари в Европе, при том, что тут можно выходить из транспорта (гольф-мобиля) и подходить к зверям, а в других парках ты передвигаешься исключительно на машинах с решётками. Крымские львы узнают своего «главного льва» в любой одежде и в любом настроении, — резюмирует Станислав Белоглазов. — Похоже, что посетителям «Тайгана» опасаться нечего, главное, прислушиваться к советам Олега. А для фотографов-анималистов это место — настоящий рай! Где ещё можно сфотографировать льва и сверху, и с земли в любое удобное время суток от рассвета до заката?
Фото: Станислав БЕЛОГЛАЗОВ