Приватизация ЮКОСа в 1995 году была проведена с нарушениями конкурентного и антимонопольного законодательства. Об этом заявил 25 марта официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
«Тогда для участия в инвестиционном конкурсе и залоговом аукционе команда Ходорковского представила фактически принадлежащие ему ЗАО "Лагуна" и ЗАО "Реагент", обманывая при этом, что эти общества являются самостоятельными юридическими лицами, – говорится в заявлении Владимира Маркина. – В конкурсе и аукционе победила "Лагуна", однако плата за акции была произведена за счет средств акционерного банка "МЕНАТЕП", основным источником которых являлись средства клиентов и вкладчиков. У "Лагуны" собственных средств не имелось. При этом "МЕНАТЕПу" заплаченные за акции деньги возвращены не были, а несколько лет спустя банк обанкротили. Таким образом, акции были получены Ходорковским безвозмездно, на чужие деньги, то есть фактически похищены».
«Приобретение акций ЮКОСа было произведено с соблюдением всех юридических процедур. Я сейчас точно не назову цену, но она была адекватной, и информация о всех залоговых аукционах, которые проходили 20 лет назад, какие компании там участвовали, является открытой», – сказала, в свою очередь, «Интерфаксу» пресс-секретарь Михаила Ходорковского Ольга Писпанен.
При этом Ходорковский, как полагают в СКР, приобретя акции ЮКОСа по заниженной стоимости, обманом пообещал внести на развитие нефтяной компании свои инвестиции в размере 350 млн долларов США, которые впоследствии фактически не осуществил.
«Для того чтобы запутать следы и исключить возможные риски по признанию сделок с акциями ЮКОСа незаконными, акции неоднократно переоформлялись сначала между российскими юридическими лицами, а затем, видимо, из-за опасения того, что в России эти махинации будут раскрыты, было решено переоформить эти акции на зарубежные компании», – отметил Владимир Маркин.
Как напоминает газета «КоммерсантЪ», доказательства, которые Россия собирается использовать в судах, чтобы попытаться отбить многомиллиардный иск, были получены СКР в рамках расследования так называемого базового дела ЮКОСа, которое было возбуждено еще в марте 2003 года в отношении бывших основных акционеров и руководителей нефтяной компании по факту хищения ими нефти дочерних нефтедобывающих предприятий и ее реализации, а также легализации денежных средств, вырученных от реализации похищенного (ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 174.1 УК РФ). Срок следствия по нему в последний раз был продлен до лета текущего года.