К юбилею Победы E1.RU собирал и публиковал фотографии, сделанные в годы Великой Отечественной войны. Мы искали живые снимки — с сюжетом, историей, героями, фотографии, которые «говорят».
Героиня нашей сегодняшней публикации — Валентина Кожевникова, которая с 1943 года была хирургом в 1707-м госпитале в Свердловске (он размещался в корпусе Уральского государственного университета на улице Куйбышева), а потом в военном госпитале — его сначала отправили на Центральный фронт в Москву, а потом на 3-й Белорусский фронт в Смоленск.
— Наш госпиталь продвигался по железной дороге, в товарных составах. По пути оказывали помощь раненым и населению. 3-й Белорусский фронт двигался очень активно, мы шли за ним по выжженной земле. В Смоленске, уже освобождённом, кругом стояли зенитные батареи, практически не было целых зданий, поэтому приходилось развёртывать госпиталь в сараях или остатках строений, — вспоминает Валентина Максимовна.
Хирурги работали в госпитале день и ночь: здесь оперировали раненых с гангренами нижних конечностей, обожжённых танкистов. На 500 пациентов приходилось не более двух врачей и трёх медсестёр.
— Не хватало перевязочных материалов, инструмент для операций был очень «допотопный», часто помогала выдержка и находчивость. Был случай, когда обожжённому танкисту не помогла анестезия. Во время операции он неожиданно вскочил и разбросал нас, врачей, в разные стороны. Нам, молоденьким девчонкам, пришлось его держать и продолжать операцию, — рассказывает Валентина Кожевникова. — Мы сутками не выходили из операционных, при этом фашистская авиация постоянно наносила удары с воздуха. В один из дней в госпиталь в Смоленске точечным ударом попал снаряд. Половина госпиталя была разрушена.
Вместе с госпиталем Валентина Кожевникова прошла с боями Смоленск, Минск, Вильнюс, Кёнигсберг, а после войны вернулась в Свердловск — принимать эшелоны с ранеными при военном госпитале. Дослужилась до майора медицинской службы, а потом переучилась на педиатра и 30 лет заведовала поликлиникой 16-й детской больницы Железнодорожного района. Сейчас Валентине Максимовне 93 года.