Член Совета Федерации Антон Беляков разрабатывает законопроект, в котором будут прописаны все необходимые юридические механизмы реагирования на бытовое насилие, а само понятие «домашнего насилия» будет расширено. По словам автора документа, при его составлении он опирался на международный опыт и намерен внести по примеру большинства развитых стран в понятие бытового насилия такие его составляющие как психологическое и экономическое давление, а также эмоциональные оскорбления.
Беляков приводит статистику, согласно которой, в России в результате бытовых ссор ежегодно погибает 14 тыс. женщин. Сенатор утверждает, что эта цифра сопоставима с количеством погибших мужчин за 10 лет войны в Афганистане. По словам сенатора, привлекает внимание тот факт, что, по данным МВД России, из 4 млн человек, совершавших насилие в семье, только 205 тыс. являются людьми с неустойчивой нервной системой, 400 тыс. – алкоголиками, 40 тыс. – психически больными, а подавляющая часть – 3,35 млн – это «нормальные уважаемые люди». И это означает, что бытовое насилие в российском обществе уже стало нормой, принятой с молчаливого согласия большинства.
«Уголовное дело может возбуждаться правоохранительными органами по факту убийства или нанесения повреждений средней тяжести или тяжких, – поясняет сенатор. – Во всех остальных случаях бытовое насилие – это дела частного обвинения». Соответственно, женщина сама должна идти к мировому судье и доказывать, что она подвергалась насилию со стороны мужа. При этом статьи 115 и 116 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Побои» позволяют преступнику отделаться минимальным штрафом или вовсе уйти от наказания. В то время как семейные тираны в Европе, США и Китае выплачивают пострадавшим многомиллионные штрафы и попадают в места лишения свободы, в России домашнее насилие по большей части остается безнаказанным.