
Совсем скоро на улицы Екатеринбурга вернутся электросамокаты
На прошлой неделе мэрия подвела итоги важного опроса горожан. Чиновники выясняли, что думают горожане насчет использования электросамокатов в городе. Треть из них высказались за полный запрет средств индивидуальной мобильности, как еще называют самокаты и прочие гаджеты на колесах.
В этой колонке урбанист Михаил Домрачев выступает в защиту самокатов. Среди его аргументов: они маневренны, быстры и позволяют разгрузить дороги мегаполиса от постоянных пробок. Предоставим слово Михаилу.

урбанист
Преимущества электросамокатов в городском потоке
Почему самокаты нужно развивать? Они позволяют абсолютному большинству горожан (в том числе молодежи, пожилым, людям без автомобиля) максимально быстро и удобно перемещаться по городу, так как интуитивно понятны в управлении и не требуют специальной подготовки для использования, а также сокращают время, необходимое для перемещения по улицам за счет более высокой скорости по сравнению с пешеходом или транспортом, стоящим в пробках. Стоят дешевле такси, едут быстрее.
К средствам индивидуальной мобильности относятся электросамокаты (как личные, так и арендные), электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и прочий транспорт с электродвигателем.
Самокаты не нужно запрещать. За прошлый год они перевезли треть от пассажиропотока в метро. Они разгружают дороги и общественный транспорт, особенно в часы пик, так как позволяют быстро добраться на короткие и средние расстояния. Из-за этого меньше людей пользуются общественным транспортом и личными автомобилями для того, чтобы проехать 2-3 остановки, следовательно, на дорогах становится свободнее.

В 2024 году самокаты продержались на улицах города до глубокой осени
Также самокаты позволяют ездить теми маршрутами, которые плохо обслуживаются общественным транспортом, потому что он не всегда едет по самому прямому и короткому пути, в отличие от СИМ. Кроме того, общественный транспорт довольно часто перегружен пассажирами.
СИМ гораздо меньше загружают город, чем автомобили благодаря тому, что двигаются за счет электричества (самокаты, моноколеса, гироскутеры, электродоски) или за счет собственных усилий (велосипеды и электровелосипеды), не загрязняют город бензиновыми и дизельными выбросами, занимают гораздо меньше места на улицах, чем автомобили.
Для Екатеринбурга СИМ особенно актуальны, потому что наш город — самый компактный среди миллионников, а общественный транспорт постоянно перегружен, на дорогах регулярно образуются пробки. Развитие СИМ и инфраструктуры для них позволит максимально использовать их преимущества, при этом нивелировав их недостатки.
Самокаты опаснее машин?
Авария с самокатом попадает в каждое СМИ, а информация о ДТП с участием машин, в лучшем случае попадает в соцсети. Так канализируется внимание, отсюда ненависть. При этом, если опросить те самые 30% которые голосовали против, в лучшем случае процентов 10 из них реально испытывали неудобства от самокатчиков.
Я зашёл на официальный сайт ГИБДД и посмотрел статистику дорожно-транспортных происшествий. Неважно, когда выйдет эта статья, в любом случае окажется, что за предыдущий день от машин погибло примерно 50 человек. И ни одного — от самоката. И нельзя сказать что самокатов зимой нет, они есть и постоянно встречаются. Если посмотреть на свежий снег на мосту по Малышева над железной дорогой, в сторону Каменных Палаток, то там будет больше следов от велосипедов и самокатов, чем от пешеходов.
О парковках и безопасности движения СИМ
Если тротуар недостаточно широкий (пусть администрация решает сколько конкретно это метров), то все парковки для самокатов должны быть перенесены на автомобильные парковки. На одно парковочное машиноместо влезет 30 самокатов. Убрав всего 30 парковочных мест в центре (примерно как участок парковки на одной стороне улицы на половину квартала) можно убрать с тротуаров 900 самокатов. Это 7,5% от всех прокатных самокатов в городе (в предыдущие сезоны их было порядка 12 тысяч).

Самокаты компактны и не занимают много места, даже когда их много на одной точке
Везде должен быть каркас велополос на проезжей части. При этом автомобилисты никак это не почувствуют, потому что у них даже не нужно отбирать полосы или парковку. Вы могли замечать, что иногда появляются дополнительные поворотные полосы, но при этом ширина дороги никак не изменяется. А дело в том, что большинство дорог города ненормативно широкие.
По ГОСТу ширина полосы должна быть 3-3,5 м. В центре Екатеринбурга можно найти полосы шириной по 6 метров. То есть в два раза больше нормы и на них тратят в два раза больше денег, чтобы убирать с них снег. Эту лишнюю часть можно отдать под велополосы и полосы для общественного транспорта. Для велополосы нужно 1,5 метра, для выделенной полосы от 3 до 4,5 (с широкой полосатой разметкой). По полосам для общественного транспорта велосипедам ездить можно, а ведь именно велосипеды могут разгоняться до скоростей 50-60 км/ч на тротуаре под горку. Собственно, я и сам так делал, и подтверждаю что это возможно.
Резюме
Двести лет назад улицы были пешеходными. Когда по ним стали ездить машины, их высмеивали. Не было никаких запретов пешеходам ходить по дорогам. Судьи отказывались выписывать штрафы за ходьбу по дорогам потому, что сами судьи ходили пешком.
Еще тридцать лет назад мой родной Первоуральск был пешеходно–автобусным городом. А теперь все делают вид, как будто бы автомобили (личный транспорт — Прим. ред) были всегда. Аналогично и самокаты — это новая часть нашей жизни, от них никуда никогда не деться.
В мире существуют города, где все ездят на велосипедах и никто не видит в этом проблемы. Возят детей в школу на прицепах к велосипедам, ездят на велосипедах в магазин, ездят на велосипедах на работу, возят продукты для маленьких магазинов на гольф-карах. Можно жить иначе!
Можно закрыть глаза и ничего не делать. Или, наоборот, стараться, просить и убеждать городские власти обустроить больше велодорожек.
Надо ли отдать часть автомобильных парковок под самокаты?
Напомним, в 2024 году в Екатеринбурге вводили новые правила работы для сервисов по прокату самокатов. В некоторых зонах им ограничили скорость движения и запретили парковку. После проверки E1.RU оказалось, что не все компании соблюдают введенные требования, да и самокатчики зачастую игнорируют дорожные знаки.
За нашествием самокатов мы следим в специальном сюжете.