
Вряд ли автомобилисты будут скучать по старому мосту — но свои задачи он выполнил на 100%
Возле концерна «Калина» начали разбирать старый мост через железную дорогу. Он совсем немного не дотянул до 60-летнего юбилея. К сожалению, в последние годы железобетонный путепровод не справлялся с растущей автомобильной нагрузкой и закреплял за районом неприятный статус главной пробки города.

Скоро на этом месте будет новый мост
Фотокорреспондент E1.RU прогулялся вдоль стройки и сделал снимки на память. Через несколько месяцев от старого путепровода не останется и следа, на его месте построят новый. Пользуясь случаем, мы решили вспомнить примечательные моменты из истории моста, который скоро превратится в груду железобетонного мусора.

Техника уже начала разрушать балки
Февраль 1965 года: строительство
Работы над мостом начали в 1963 году. К зиме 1965-го было смонтировано уже 80 процентов опор, а две из них — покрыты 65-тонными железобетонными балками. Вот что в то время писала газета «Вечерний Свердловск»:
«По плану путепровод должен быть сдан в 1966 году, но коллектив мостопоезда № 462, ведущий его сооружение, предполагает сдать объект к концу этого года. Улица Комсомольская сворачивает влево. Направо огромная серая громада нового путепровода, который соединит Сибирский тракт со Втузгородком. Он будет велик — около 350 метров длиной, при ширине проезжей части до 18 метров».

Строительство моста велось в шестидесятые годы прошлого века
Строители гордо рассказывали журналистам, что у них на объекте высокая степень механизации монтажных работ. Ежедневно на мосту трудились около двух десятков рабочих, включая мастера и прораба, а ежемесячные планы, как правило, перевыполнялись. Сам мост при этом рассматривался как один из этапов строительства окружного пути вокруг Свердловска и должен был серьезно разгрузить автомобильное движение на Сибирском тракте.

Монтаж железобетонных балок
«Около Лесотехнического института густой поток грузовых машин, катящийся по Сибирскому тракту, повернет к путепроводу и потечет через улицу Комсомольскую. Но это — в будущем году. А сейчас здесь ведутся монтаж балок, натяжение арматуры, на ажурные опоры тяжело ложатся 35-метровые пролеты, напряженно гудят сварочные аппараты», — рассказывал «Вечерний Свердловск».
Лето 1967 года: открытие
Движение по новому мосту открыли 12 июня 1967 года, с запозданием на год. Но для водителей Свердловска это был большой подарок: 340-метровый пролет вознесся над железнодорожными путями, став важным звеном дорожного кольца, опоясавшего Свердловск. Журналисты с удовольствием писали, что по вечерам громаду железобетонного моста заливали дневным светом современные электролампы.

Так выглядел мост после открытия в июне 1967 года
Проблемы в «нулевых»
К началу нового века на состояние моста влияли два фактора: несколько десятилетий интенсивной эксплуатации и резко возросший автомобильный трафик. То есть путепровод старел, а машин по нему ездило всё больше и больше. Специалисты, которые исследовали мост в начале 2000-х, пришли к выводу, что он находится в крайне неудовлетворительном состоянии.
«В связи с увеличением интенсивности движения в последние годы нагрузки на путепровод значительно увеличились и превысили спроектированные в 1963 году расчеты. По результатам статических испытаний специалисты рекомендовали изменить режим эксплуатации моста», — писал тогдашний заместитель главы Екатеринбурга Евгений Липович.

В 2010 году из-за плохого состояния моста по нему запретили движение большегрузов
Всё закончилось серьезными ограничениями. В ноябре 2010 года городские власти ввели запрет на проезд грузового транспорта по мосту у «Калины». Это вызвало шквал негодования у автомобилистов, но по-другому решить проблему не представлялось возможным.
Главный инженер проектов отдела мостов «Уралгипротранса» Лариса Якименко объясняла, что все несущие конструкции путепровода требовали полной замены из-за разрушительных процессов как в бетоне, так и в арматуре.
— Дальнейшая эксплуатация сооружения с существующими опорами и фундаментами под требуемые нагрузки невозможна, — говорила Лариса Якименко.
В 2011 году путепровод подлатали: положили новый асфальт, заменили ограждение и деформационные швы. Эти работы позволили мосту простоять еще несколько лет. В 2019-м рабочие меняли асфальт, но все эти действия напоминали скорее попытки пришпорить дохлую лошадь.

Ямы и глубокие колеи на старом мосту. Весна 2019 года
С 2021 года на участке началась глобальная стройка по сооружению новой развязки с мостом и двумя большими эстакадами. Этот объект (хоть и не без проблем) продолжают строить, а старый путепровод скоро станет частью истории. Всю информацию о реконструкции калиновской развязки мы собираем в одном сюжете.
Благодарим за помощь в подготовке материала Музей истории Екатеринбурга и его научного сотрудника Евгения Бурденкова.