
В Екатеринбурге ввели брутто-контракты, чтобы автобусы ездили лучше. Мы проверили, что изменилось за это время
С 1 февраля в Екатеринбурге заработали брутто-контакты. В мэрии обещали, что новая система оплаты (когда перевозчики получают деньги за километр пробега, а не за количество проданных билетов), улучшит работу маршрутов.
После введенных изменений от транспортников стали требовать жестко соблюдать расписание, а иначе — драконовские штрафы. Автобус должен приезжать к пассажиру утром, днем и вечером. Мы решили проверить, что изменилось по прошествии первой половины месяца, и провели свой эксперимент, выбираясь из центра к окраинам мегаполиса.
Особенно нас интересовало, как ходит транспорт после завершения часа пик: прежде автобусы просто уезжали в парки, потому что число пассажиров резко сокращалось, а оставшиеся горожане не могли уехать домой. Рассказываем, что в итоге получилось.
Ирина Шутько, маршрут № 62 (Вторчермет — центр — Академический). Ждала 35 минут на ледяном ветру:
— Обычно домой в Академический я добираюсь на машине. Пару раз в месяц пользуюсь трамваем и крайне редко выбираю автобусы. Причина проста: городские маршруты едут слишком медленно, внутри зимой душно, еще и ревет газовый мотор так, что не слышно собеседника. Частные пазики едут побыстрее, но влезть в них — тот еще квест.
В эксперименте мне достался маршрут № 62. Скажу честно, о его существовании я даже не слышала — видимо, потому, что в прошлом году на дорогах его было не найти днем с огнем. С февраля автобусы появились на линии, но их немного. Поэтому я оделась потеплее и приготовилась мерзнуть на остановке.
Уезжать было удобно с остановки «Метро „Площадь 1905 года“». На нее я подошла в 19:45 и ровно на одну минуту опоздала на ближайший 62-й автобус — он уехал прямо перед моим носом. Онлайн-табло на остановке расстроило: следующего ждать аж 35 минут.
В онлайн-картах оказалось, что мой автобус только что отъехал от конечной на Вторчермете. Всего на линии в этот момент я насчитала пять машин. На улице поднялся дикий ветер, так что я постаралась спрятаться на стеклянной остановке. Получилось.
Пока я ждала 62-го, проехало больше десяти автобусов до Академического. Чаще всего я видела № 51, 52 и 93. В восемь вечера они приезжали к метро полупустые. И вот через 35 минут, как и обещало табло, приехал мой № 62.
Внутри было почти пусто. Некоторые пассажиры поднимались и уточняли у водителя, как именно идет автобус. Похоже, не я одна в этот день узнала про 62-й маршрут. Кондуктора на нем нет, а его место водитель перетянул ремнем, чтобы пассажиры не садились рядом.

Водитель отгородился от пассажиров ремнем
У обеих дверей установили валидаторы, но они срабатывали не с первого раза, а еще, к удивлению пассажиров, не выдавали билет. По моим наблюдениям, каждый, кто зашел, оплатил проезд. Но отмечу, что водитель ни разу об этом не напомнил. Видимо, доверяет.
В салоне было довольно чисто, насколько это возможно в такую теплую зиму. Из минусов отмечу, что ужасно дуло из закрытой двери, так что все пассажиры укутались в капюшоны. Дорога от метро до конечной (улица Академика Ландау) заняла примерно 45 минут.
Даниил Румянцев, автобус № 93 (Академический — центр — Старая Сортировка). Ждал 35 минут и хотел пойти пешком:
— В четверг я задержался на работе и пытался найти в этом хоть какие-нибудь плюсы. Остановился на самом очевидном — дороги свободны и не придется долго ждать транспорт, а потом толкаться в переполненном автобусе.
Надо было ехать от Дворца молодежи до остановки «Заречный» на 93-м автобусе, который должен ходить после 21 часа с интервалом 15–20 минут. Посмотрел на карту: на маршруте было две машины, обе удалялись от моей остановки, одна была в пути на Сортировку, вторая двигалась в районе Юго-Запада к Академическому. Я понял, что плакали мои надежды уехать за 15 минут.

Самым честным в этот вечер было табло
Табло на остановке подтвердило опасения, показав время ожидания 35 минут. За это время я мог бы дойти до пункта назначения пешком, но пришлось ждать — и за этот период я увидел с десяток автобусов и трамваев, которые развозили пассажиров.

Пришел, родимый, спустя полчаса
Табло не обмануло — через 35 минут подъехал автобус № 93. Все сидячие места были заняты, но в салон я зашел без проблем. Внутри чисто, водитель не гнал как бешеный, а двигался с нормальной скоростью. На разговоры по телефону не отвлекался. Кондуктор по требованию дал мне табличку с QR-кодом. На пути было шесть остановок — автобус не пропустил ни одной.

В десятом часу вечера салон № 93-го был заполнен
Одним словом, за поездку я бы поставил твердую четверку, сняв балл за ободранные рамы остекления и тесный салон. Но за 35 минут ожидания вместо обещанных двадцати ставлю два балла. График — это святое, и нарушать его нельзя.
Роман Марьяненко, автобус № 56 (Старая Сортировка — центр — Новокольцовский). Ждал две минуты и едва поверил в удачу:
— Едва я подошел к остановке «Архитектурная академия», как подрулил нужный мне автобус № 56 до Новокольцовского. В данном случае просто повезло, потому что следующая машина маршрута в этот момент ехала по Армавирской, в Завокзальном районе. Ждать ее пришлось бы 26 минут (замерил точно, наблюдая по картам).

56-й оказался в нашем рейтинге рекордсменом по наполняемости маршрута в вечерние часы
Удивительно другое: в девятом часу вечера на периферийном маршруте сохранялось активное движение. Один автобус шел всего в двух остановках впереди нас, еще одна машина находилась в районе Птицефабрики и одна — на конечной в Новокольцовском.

Что мне нравится в брутто-контрактах — так это то, что водители перестали гонять как сумасшедшие. Им теперь не нужно подсчитывать деньги с каждого пассажира. В автобусе, где я ехал, кондуктор неспешно подошла ко мне с мобильным терминалом. В салоне для оплаты проезда имелись еще два валидатора, но оба оказались бесполезны. На их экранах выводилась надпись, что «смена закрыта».

Терминал есть, но воспользоваться им невозможно
— Еще не настроили приборы, их недавно прикрепили, — объяснил водитель.
В Новокольцовском я пересел на автобус № 44, идущий до Ботаники. Про этот скандальный маршрут мы много рассказывали в 2024 году, когда в один прекрасный момент с него внезапно исчезли все машины. Ждать 44-го на остановке (в гордом одиночестве) пришлось всего 15 минут. И это в десятом часу вечера.

На остановке в Новокольцовском не оказалось ни одного пассажира
До Ботаники ехал только я и еще один парень. Это факт: многие маршруты по вечерам возят воздух вместо людей, но те редкие пассажиры, что катаются в это время, и есть главная цель брутто-модели. Любой горожанин должен быть уверен в общественном транспорте, независимо от времени на часах. Екатеринбургу этого не хватало годами: перевозчиков критиковали и проклинали, но лучше не становилось.

Перевозка воздуха — обычное дело в вечернее время
Первые краткие выводы о транспортной реформе можно сделать уже сейчас:
— По замерам транспортного департамента, автобусные перевозчики стали выполнять на 23% больше транспортной работы. Например, с 1 по 8 февраля (первая неделя действия брутто-контрактов) они совершили на 4600 рейсов больше, чем с 25 по 31 января, когда новая система оплаты еще не действовала.
— Ожили маршруты-зомби, которых давно не видели на линиях.
— Водители перестали бесчинствовать на маршрутах, обгоняя друг друга ради продажи лишних билетов.
— Даже самые поздние рейсы теперь выполняются в обязательном порядке (штрафы за их пропуск — до 100 тысяч рублей).
— Почти исчезла практика пропуска остановок. Теперь водители останавливают автобусы и открывают двери, даже если рядом нет желающих зайти в салон.

Облезлые сиденья и грязные полы — частая картина в автобусах
Разумеется, радужно далеко не всё. Городу по-прежнему не хватает вместительных машин. Вместо этого имеем обшарпанные пазики и «Богданы», которые проехали по миллиону километров, а давки в часы пик давно стали городской страшилкой. Транспортная реформа уже дала первые ростки, но в перспективе ждем от нее намного большего.
Все новости по этой теме мы собираем в специальном сюжете.