С 1 февраля автобусные предприятия Екатеринбурга будут работать по новому принципу. Перевозчиков переведут на систему так называемых брутто-контрактов. Это часть большой транспортной реформы, за которую отвечает вице-мэр Рустам Галямов. Мы собрали все важные нюансы, связанные с работой городских маршрутов в ближайшей перспективе. Контракты (пока пробные) будут заключены на полгода, до лета 2025-го.
Брутто-модель предполагает, что перевозчик получает плату не за количество перевезенных пассажиров, а за фактически выполненный объем работ (за километраж и соблюдение расписания). При этом полученная плата за проезд пассажиров и провоз багажа перечисляется муниципалитету.
Чего ждать пассажирам?
Брутто-контракты призваны улучшить качество транспортных услуг. Звучит, конечно, как анекдот, потому что в последние годы пассажирские перевозки стали одной из главных страшилок Екатеринбурга. Мало кто верил, что будут изменения к лучшему. Всё из-за постоянной давки в салонах, хамства кондукторов и водителей, огромных интервалов и разваливающихся на ходу машин.
Но теперь перевозчиков Екатеринбурга начнут по-настоящему жестко штрафовать за отсутствие автобусов на линии и несоблюдение графика. В транспортных парках уже прошли совещания с сотрудниками — начальство предупредило, что наказывать рублем будут сурово. В том числе, кстати, за грязные машины и мусор в салоне.
В новых контрактах содержится условие: за каждый факт неисполнения подрядчиком (перевозчиком) своих обязательств штраф ему составит 100 тысяч рублей (если цена контракта превышает 100 миллионов).
Для сравнения: многие годы за нарушения наказывали в среднем на 1–5 тысяч рублей. Из-за этого предприятия часто забрасывали невыгодные маршруты, снимали автобусы с линии сразу после завершения часа пик и так далее. А пассажиры не могли дождаться транспорта уже после 20–22 часов. С введением новых контрактов для горожан всё должно измениться к лучшему.
По сути, всех транспортников поставили в условия, когда они либо будут тщательно соблюдать расписание, либо платить драконовские штрафы. А это означает, что автобусов можно будет дождаться и в час пик, и после 20–21 часа (сейчас на некоторых маршрутах это просто невозможно).
При этом водители перестанут отлавливать пассажиров, устраивая гонки на улицах. Это хорошо? Несомненно. Но есть и обратная сторона медали: у транспортников исчезнет мотивация ждать бегущих к остановке людей. Не успели — опоздали. В системе брутто-контрактов главное — это расписание.
При этом мэрия не будет учитывать рейс (и платить за него деньги перевозчику), если:
он выполнен с пропуском более 20% остановочных пунктов;
автобус отправился от конечной на 2 минуты позже установленного расписания (ранним утром) или на 15 минут позже (если машина уже находится на линии).
Однако в транспортной инспекции будут учитывать и объективные обстоятельства. Например, перевозчикам простят срыв расписания в случае непогоды, коммунальных аварий, мертвых пробок или проверок со стороны ГИБДД.
Как платить за проезд?
Здесь всё останется без изменений. На маршрутах по-прежнему будут работать кондукторы. Можно будет воспользоваться и валидаторами, и QR-кодами.
Все деньги, вырученные за билеты, у перевозчиков сразу будет забирать администрация города. При этом пассажиров будут стимулировать на оплату по безналу: например, при использовании QR-кода пассажир сэкономит 4 рубля — эта акция будет действовать весь 2025 год.
Кто будет возить?
В новых контрактах оказались задействованы все ключевые перевозчики Екатеринбурга. Из очевидных изменений: предприятие ПАТП «Город» получило отдельный лот (но при этом останется на старом контракте из-за технической ошибки). Ранее транспорт этого перевозчика был на подряде у «Гортранса». Также отдельный лот получила фирма «Союз-Транс», сотрудничавшая раньше с транспортной компанией «Авто-Гамма».
Полный список победителей торгов на автобусные перевозки:
«Гортранс» — маршруты № 24, 25, 28, 43, 49, 50, 54, 57, 58, 59, 61, 65, 66, 67, 69, 71, 75, 76, 85, 88, 90, 91, 91м, 95, 96, 96б, 97, 99;
ПАТП «Город» — маршруты № 47, 60;
«Авто-Ном» — маршруты № 41, 53, 68, 80, 81;
«Декар-Бас» — маршруты № 45, 054, 63, 79, 86;
«Пегас» — маршруты № 40, 70, 72, 78, 98;
«ТК „Авто-Гамма“» — маршруты № 42, 87, 89;
«Союз-Транс» — маршруты № 62, 77, 94;
«Уралтрансгрупп» — маршруты № 06, 56, 73, 82, 83, 93;
«УралТрейд» — маршруты № 043, 46, 51, 52, 55;
«Форт-Транс» — маршруты № 44, 48, 053, 74, 92.
Изменения маршрутной сети
Власти вынашивают планы по серьезному обновлению маршрутной сети Екатеринбурга. Это нужно, чтобы повысить пассажиропоток и избавиться от дублирования рейсов. Но работа эта кропотливая и требует тщательных подсчетов.
Поэтому в ближайшие полгода изменения будут минимальны, но кое-что важное всё-таки произойдет. Например, на линию снова выйдут маршруты, которые давным-давно заброшены.
Вернется 40-й маршрут «ТЦ „Леруа Мерлен“» (переулок Базовый) — «УрФУ»
Этот маршрут будет обслуживаться автобусами среднего класса. В будни и выходные количество рейсов будет одинаковым — по 72. От торгового центра «Леруа Мерлен» (он же «Лемана Про») и УрФУ первые рейсы будут выполняться в 7 утра.
Автобусы поедут так:
в прямом направлении: Базовый — Белинского — Декабристов — Восточная — Ленина;
в обратном направлении: Ленина — Восточная — Декабристов — Чапаева — Фрунзе — Белинского — Саввы Белых — Луганская — Базовый.
Вернется 62-й маршрут «Академика Ландау» — «Южная подстанция»
Этот маршрут из Академического на Вторчермет работал до лета 2024-го. На линии ходил один-единственный автобус КАВЗ, рассчитанный на 90 пассажиров. В новом контракте говорится, что автобусы № 62 будут ходить с 6 утра до 22 часов. При этом интервалы на маршруте составят 15–20 минут.
Автобусы поедут так:
в прямом направлении: Академика Ландау — Рябинина — Краснолесья — Вильгельма де Геннина — Серафимы Дерябиной — Зоологическая — Репина — Красноуфимская — Викулова — Крауля — Репина — Ленина — 8 Марта — Титова — Селькоровская;
в обратном направлении: Селькоровская — Титова — 8 Марта — Ленина — Репина — Крауля — Викулова — Начдива Васильева — Репина — Зоологическая — Серафимы Дерябиной — Вильгельма де Геннина — Краснолесья — Рябинина — Академика Ландау.
Автобусы № 55 «Химмаш» — «Патрушиха» изменят свой путь
С 1 февраля 2025 года 55-й автобус поедет по улице Косарева. На эту схему маршрут планировали перевести еще 1 декабря 2023 года, но отказались, потому что на улице велись ремонтные работы.
В 2024-м автобусы ездили по старой схеме — по улице Грибоедова, хотя на Косарева уже давно обустроили остановки. В том числе возле местной школы № 105, куда ежедневно ходят сотни детей. Жителям Химмаша наверняка понравится перенаправление 55-го.
Автобусы поедут так:
в прямом направлении: Инженерная — Косарева — Грибоедова — Пархоменко — Щербакова — Белинского — Щорса — Шаумяна — Белореченская — Волгоградская — Ясная — Бардина — Серафимы Дерябиной — Вильгельма де Геннина — Академика Парина — Рябинина — Академика Сахарова;
в обратном направлении: Рябинина — Академика Парина — Вильгельма де Геннина
— Серафимы Дерябиной — Бардина — Ясная — Волгоградская — Белореченская — Шаумяна — Щорса — Белинского — Щербакова — Пархоменко — Грибоедова — Косарева — Грибоедова — Инженерная — Дагестанская.
Маршрут № 06 полностью изменится
Автобусные рейсы № 06 уберут со Старой Сортировки и перенаправят в поселок Карасьеозерский-2. В мэрии Екатеринбурга сообщили, что решение об изменении маршрута было принято по просьбе горожан. Детям из Карасьеозерского-2 было трудно добираться до школы: в их поселок ездило мало автобусов. Поэтому на усиление был направлен 06-й. На жителях Сортировки его перенаправление никак не скажется, потому что в районе много другого транспорта.
Автобусы поедут так:
в прямом направлении: Малогородская (Карасьеозерский-2) — Ново-Московский тракт — ТЦ «Мега» — дублер Металлургов — Викулова — Крауля;
в обратном направлении: Крауля — Викулова — дублер Металлургов — Ново-Московский тракт — Малогородская.
Автобусы № 70 поедут по Карасьевской
По улице Карасьевской в поселке Мичуринском наконец-то пустят автобусное движение. В 2023–2024 годах там была проведена реконструкция: по сути, построили новую асфальтированную дорогу вместо старой грунтовки.
Первопроходцем на Карасьевской станет маршрут № 70 — эти автобусы ездят с Широкой Речки через центр в Пионерский поселок.
Напомним, что большая транспортная реформа в Екатеринбурге рассчитана на несколько лет. Она предполагает не только систему брутто-контрактов, но и повышение зарплат транспортникам и закупку нового подвижного состава. В одиночку город не сможет потянуть такие затраты, поэтому финансировать реформу стал бюджет Свердловской области.
Так, в 2025 году мегаполис получит от региона 2 миллиарда рублей. Решение о выделении этой субсидии было принято на заседании регионального правительства 30 января 2025 года.
— Проект был разработан для софинансирования расходных обязательств Екатеринбурга, возникающих по заключаемым муниципалитетом брутто-контрактам, — подчеркнул министр транспорта Свердловской области Александр Толкачев.
Больше о транспортной реформе читайте по этой ссылке.