Иногда авиакомпании дают пассажирам возможность выбрать места в самолете, но как не прогадать и не оказаться в самом тесном ряду? На этот вопрос подробно ответил бортпроводник «Уральских авиалиний» Кирилл Фрош. Публикуем его советы и рассказ от первого лица.
Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Собрались вы лететь куда-либо, купили билеты, и есть возможность зарегистрироваться и бесплатно выбрать себе кресло. Раз бесплатно, значит, никаких Priority Seats, а чистый эконом, кресло, которых в самолете большинство. Вот из них и надо выбрать оптимальное. Рассказываю.
Нос или хвост?
Кто-то когда-то рассказал историю о том, что в хвостовой части выживаемость пассажиров при авиакатастрофах выше.
Это не так. Гораздо больше зависит от самого характера происшествия. Если крушение серьезное, то у всех шансов будет одинаково мало.
В носовой части есть плюсы: если кресло расположено до двигателей, то там заметно тише, чем на кресле, стоящем после двигателей. Вы как будто опережаете шум моторов и экономите таким образом несколько децибел.
В хвостовой части больше туалетов, а значит, если вы непоседа в полете, для вас будет выгоднее взять кресло поближе к уборным. И не бойтесь, там не будет всё время стоять очередь. Хотя бывает по-разному.
Еще бывает и такое, что в носовой части в салоне класса бизнес есть настоящие пассажиры бизнес-класса, тогда вам однозначно придется идти в хвост в туалет, ибо в носовой туалет просто не пропустят.
Правый борт или левый?
Смотря куда летите. Об этом не задумывается никто, а я вам расскажу. В зависимости от направления вашего полета, а также времени суток вы можете прикинуть, с какой стороны от самолета находится солнце, а значит, можно понять, что более освещаемая сторона будет менее комфортной. На высоте 11 тысяч метров солнце будет жарить салон беспрепятственно. На противоположном борту будет прохладнее, меньший нагрев салона от солнца, а значит, и полет комфортнее. Мерзнете? Всегда можно попросить экипаж сделать на пару градусов теплее, либо возьмите с собой кофту.
Пример. Летим в Москву из Челябинска, время вылета — 13:00 по челябинскому времени условно. То есть середина дня, солнце будет в зените. Лететь нам строго на запад. Обходит свой круг солнечный диск через южную сторону (ведь на северной стороне и мох растет, помните?), то есть слева от самолета на данном рейсе. Берем кресло на правом борту, наслаждаемся полетом.
Кресло у окна
Это кресла А и F. Там вы как король: свое отдельное окно, подлокотник, вы выбираете, кому будет светить солнце, а кто посмотрит на шторку, пока вы спите. И облокотиться на стенку можно — красота.
Но если вы собрались выйти из своего кресла в уборную, то надо разбудить обоих пассажиров, что сидят рядом с вами. При обслуживании бортпроводнику необходимо тянуться к вам дальше всех, а значит, риск что-нибудь пролить возрастает.
А еще иногда бывает такое, что именно рядом с этими креслами проходят либо трубы отопления, либо воздуховоды вентиляции. И под вами пол температурой около 43 градусов — через пару часов полета ноги будут гореть огнем. А если рядом вентиляция, то сверху вас обдувает прохладный и очень сухой воздух.
В общем, есть плюсы, есть и минусы. А еще бывает такая компоновка, что и зажаты вы сразу парой пассажиров, и тянуться к вам далеко, а окна рядом нет…
Кресло у прохода
Приоритетный выбор для высоких людей, так как можно вытянуть ноги в проход. Но делать так никогда не советую. По проходу ходят люди, бегают дети, ездят телеги, проносятся поезда, в общем, там будет всё, что не даст вам насладиться полетом. Есть плюсы: захотели размяться или сходить помыть руки? Никого не надо просить вас выпустить. И, хоть и не очень удобно, всё же можно посмотреть сразу в пару иллюминаторов.
А еще вас обслуживать проще всего: не надо ни тянуться, ни орать, выясняя, что же вам из горячего подать. И при выходе из самолета вам легче забрать свою ручную кладь и отправиться дальше.
Кресло посередине
Это сразу все возможные круги ада и чистилище для тех, у кого есть хоть намек на клаустрофобию. Слева и справа бородатые мужики в куртках, которые стесняют ваши движения, смотрят в телефон (ваш!) и явно что-то замышляют. И между собой говорят на шведском, как викинги.
Да, 30% кресел на борту именно такие, но отчаиваться рано. Во-первых, до иллюминатора вам ближе, чем парню у прохода, во-вторых, если вы выбрали солнечную сторону, то основной удар от света звезды по имени Солнце примет на себя сидящий у окна. Чтобы выйти, вам надо поднять только одного пассажира, второй пусть остается сидеть.
А еще, хоть это нигде и не написано, но у вас сразу два подлокотника. Тот, кто сидит рядом с вами, если он адекватный и понимает, где находится, не будет занимать у вас то, что дает хоть какой-то комфорт во время полета.
А еще никто не вправе размещать свои ноги в вашем пространстве. Пусть это тоже не прописано, но это негласное правило, так сказать, кодекс пассажира.
По статистике, именно кресла посередине остаются наиболее свободными к окончанию регистрации, поэтому на них сидят те, кто не успел занять место у окна. Люди, когда открывают план бронирования, видят, какие ряды заняты, пытаются занять кресло такое, чтобы рядом с ними было свободно. А если кто-то уже сидит у окна, то пассажир выбирает себе кресло у прохода, таким образом как бы ограждая себя от другого человека свободным креслом. Вот эти свободные кресла и остаются.
Что выбираю я?
Летать в составе экипажа. А если приходится лететь пассажиром, то беру кресло ближе к хвосту и у прохода. Во-первых, я в полете точно пойду что-то обсудить с коллегами в хвостовую часть, во-вторых, точно знаю, где находятся аварийные выходы и как ими пользоваться. А еще я лучше предоставлю кресло у иллюминатора тем, кто очень хочет посмотреть на облака — за годы полетов я уже достаточно их видел. Конечно, если мне предлагают кресло у аварийных выходов или в бизнесе, отказываться не буду.
Каков итог?
У каждого кресла есть свои плюсы и минусы, кроме разве что бизнес-класса в Emirates, летать можно везде, причем все кресла одинаковые, не бывает такого, что у прохода стоит трон, а у окна лавка, или наоборот.
И даже если вы боитесь лететь посередине, испытываете панические атаки (ничего смешного, кстати, пару раз был свидетелем), то всегда можно попросить поменяться с другим пассажиром — все мы люди взрослые, адекватные и всё понимаем. Надеюсь.
В перерыве между рейсами Кирилл Фрош откровенно рассказал E1.RU обо всех трудностях работы в небе и ответил на вопросы, волнующие всех, кто хоть раз летал на самолете. Еще он признался, каких пассажиров ненавидит весь экипаж. Почитайте — может быть, речь идет о вас.
Если вам понравился наш материал, вам наверняка будет интересна история Ивана Минкина. Он шутит о полетах «в Сочи на две ночи» и с юмором рассказывает о буднях на борту в соцсетях.