В 2024 году общественный транспорт Екатеринбурга наконец-то начал выбираться из многолетнего кризиса. В городе была запущена очередная реформа (первую безуспешно пытались провести еще десять лет назад).
Из-за нехватки финансирования главный перевозчик «Гортранс» годами сидел в долгах, теряя кадры и технику. Город не мог выделить транспортникам лишних денег. На выручку пришли областные власти. Весной 2024 года вице-мэр Рустам Галямов рассказал, что в транспортную сферу решено вкачать больше 10 млрд рублей.
Рассказываем о самых значимых событиях года в рамках транспортной реформы — и не только.
Купили новый трехсекционный трамвай
В мае 2024 года Екатеринбург приобрел первый трехсекционный трамвай у машиностроителей из Челябинской области. Официально эта модель называется 71-639 «Кастор»: ей присвоили имя звезды из созвездия Близнецов, поскольку УКВЗ (Усть-Катавский вагоностроительный завод) входит в госкорпорацию «Роскосмос».
Вагон произвел впечатление на горожан своей яркой внешностью, вместимостью и комфортом. Неравнодушны остались даже вандалы, изрисовавшие «Кастор» баллончиками» (к счастью, кузов быстро отмыли).
Длинный вагон поставили на маршрут № 18, где он и ходит по сей день. В 2025 году в мэрии обещали купить еще 15 трехсекционных вагонов, часть из которых направят в Академический. Ждем!
Повысили зарплату водителям и кондукторам
Без повышения зарплат транспорт Екатеринбурга просто некому было бы водить и обслуживать. В мэрии это понимали, поэтому с сентября 2024 года увеличили выплаты на 30%.
По сообщению чиновников, это остановило отток кадров. Люди даже стали возвращаться на работу в транспортные парки. К сожалению, по-прежнему не хватает водителей (особенно — автобусов) и кондукторов. В 2025-м власти обещали поднять транспортникам зарплаты еще на 30%. Посмотрим, переломит ли это сложную ситуацию.
Закупили новые крутые троллейбусы
Старые троллейбусы Екатеринбурга ездили кое-как. Средний возраст машин перевалил за 30 лет. Некоторые из них имели просто критический износ. Осенью 2024 года мэрия объявила торги на приобретение новых троллейбусов. Стоимость контракта составила 1,6 млрд рублей.
Право на поставку техники выиграла «Синара» (еще одним претендентом была «Транс-Альфа» из Вологды). Первые троллейбусы привезли из Челябинска в Екатеринбург в начале декабря. В 2025-м обновление парка продолжится. Цель — полностью заменить старые машины на новые.
Турникеты в метро и оплата улыбкой
В 2024 году в метро заменили устаревшие турникеты, которые медленно реагировали на оплату картами и тормозили поток пассажиров в часы пик.
Новые распашные турникеты заказали в Казани. Они сделаны из нержавеющей стали и закаленного ударопрочного стекла. Аппараты смогут считывать все виды карт. Также в подземке ввели билеты с QR-кодами и систему оплаты с помощью улыбки. Жаль, что наше метро не растет в длину — но хотя бы совершенствуется в техническом плане.
Запустили трамвай в Солнечный
17 февраля 2024 года была запущена новая трамвайная ветка в Солнечный. Общественный транспорт был необходим развивающемуся микрорайону, чтобы спасти его от адских пробок и сделать более удобным для жителей. Ждать трамвая пришлось почти семь лет (это, к слову, в два раза меньше, чем ушло на ветку в гигантский Академический).
Возить пассажиров по новой ветке стал трамвай № 9. Это маршрут, который ранее курсировал с Ботаники через Вторчермет на станцию «Керамическая». После запуска новой ветки он был продлен до нового микрорайона.
В перспективе в Солнечный могут направить еще один маршрут — 17-й, но это дело будущего.
Повышение штрафов и тарифов
В 2024 году власти решили бороться с безбилетниками. На протяжении многих лет штраф для зайцев в Екатеринбурге был просто смехотворным — всего 100 рублей. Теперь же тем, кто ездит без билета, придется раскошелиться на 2500 рублей. Поправки весной 2024 года приняло региональное Законодательное собрание. Инициатором ужесточения штрафов выступила мэрия Екатеринбурга.
Также штрафы увеличились для автомобилистов, которые не оплачивают парковку в центре города. Тех, кто не переводит деньги за стоянку, теперь наказывают не на тысячу рублей, как раньше, а на сумму от 3 до 4 тысяч.
Зона платной парковки в Екатеринбурге постоянно расширяется. Летом 2024-го стоимость за час стоянки увеличили с 30 до 50 рублей. В перспективе платным станет весь центр. Часть горожан получат резидентные скидки.
Ввели QR-коды
Осенью 2024 года в транспорте Екатеринбурга ввели QR-коды. Они дали возможность екатеринбуржцам экономить целых 13 рублей при покупке билета. Проект стал возможен благодаря сотрудничеству мэрии Екатеринбурга и Национальной системы платежных карт (НСПК). Последняя согласилась возместить разницу в тарифе (13 рублей) городским перевозчикам.
QR-коды быстро стали популярными, и акцию было решено продлить на следующий год. Правда, скидку уменьшили. В 2025-м она будет составлять только 4 рубля.
Отремонтировали дороги, но сорвали сроки
За сезон в Екатеринбурге отремонтировали больше трех десятков автомобильных дорог общей протяженностью 29,3 километра. Например, обновили Московскую и проспект Ленина, где образовались колеи. А на площади 1905 года убрали «вечные» пешеходные переходы из булыжников, которые очень не нравились горожанам.
Без проблем не обошлось: подрядчик «Уралдортехнологии» сорвал сроки ремонта важных объектов. До глубокой осени были разрыты тротуары и газоны на улицах Малышева и Бориса Ельцина у здания областного правительства. Горожане возмущались, а в мэрии угрожали разорвать контракт со строительной фирмой. Но в итоге этого так и не произошло.
Проблемы на стройке мегаразвязки
Крайне тревожная ситуация сложилась на стройке большой развязки возле концерна «Калина». Генподрядчик «Альмакор» столкнулся с серьезными финансовыми проблемами.
Осенью 2024 года арбитражный суд Москвы ввел в отношении «Альмакора» так называемую процедуру наблюдения. Она отличается от банкротства тем, что компании дали возможность продолжить работу на ее ключевых объектах. Одновременно суд ограничил в правах кредиторов, требующих выплат.
Однако темпы строительства развязки сильно замедлились. К финансовым проблемам подрядчика добавились технические. Строители столкнулись с дополнительными объемами работ и удорожанием и без того не дешевой стройки. Проект пришлось пересматривать из-за того, что он был разработан в далеком 2014 году.
Всё это ударило по запланированным срокам ввода. Изначально предполагалось, что развязку полностью построят к концу 2024 года. Теперь все надежды уже на 2025-й.
Другие итоги года
Продолжилось строительство «путинского» автобана М-12, на участке от Дюртюлей до Ачита. На территории Свердловской области дорогу почти построили, но проблемы возникли на участке в Башкирии, где строителям задержали зарплату. Пока неясно, когда будет завершен скоростной платный автобан. Напомним, что он позволит сократить путь от Екатеринбурга до Москвы на 10 часов;
Запустили поезда «Финист» между Екатеринбургом, Челябинском и Омском.
Закончили строить многострадальную улицу Рощинскую на Уктусе. Много лет возле новостроек была страшная бетонка.
Владельцам малолитражек в Свердловской области решили вернуть транспортный налог — его придется платить начиная с 2026 года, по итогам 2025-го. Собранные деньги пойдут на ремонт дорог в Екатеринбурге и области.
В самом центре Екатеринбурга открыли сквозной проезд по улице Февральской революции (через Антона Валека). Дорога была закрыта на реконструкцию больше двух лет.
Открыли очень важный подъем на развязке у строящегося «Золотого автовокзала». Он тоже был закрыт долгое время из-за строительства автобусной эстакады и кольца возле будущего транспортного хаба.
В метро провели капремонт двух старых поездов, которые несколько лет были на консервации. Теперь все составы уральской подземки обновлены и могут использоваться еще много лет.
Екатеринбург отказался от закупки 18 новых автобусов большого класса. Причиной стала высокая ставка по кредитам. Но в мэрии зарезервировали деньги для покупки особо больших автобусов — так называемых «гармошек».
Все важные новости о дорогах и транспорте Екатеринбурга мы собираем в специальной рубрике.