В троллейбусных депо Екатеринбурга призадумались о судьбе своих кондукторов. Причиной стало обновление парка электрических машин, оборудованных стационарными валидаторами. Такой прибор не требует от пассажира ждать кондуктора: приложил карту и оплатил проезд. Быстро и удобно.
В 2023 году город впервые за много лет получил партию из 50 троллейбусов BKM из Белоруссии, а в декабре нынешнего года стали поступать крутые машины от «Синары». Весь новый подвижной состав город приобрел в комплекте с бескондукторными валидаторами.
Конечно, старые машины в парках еще есть, но в течение 2025 года их планируют отправить на «пенсию», заменив новыми троллейбусами, и в них тоже будут валидаторы. По сути, пассажиров стали ускоренными темпами переводить на самообслуживание, тем самым лишив кондукторов работы.
В распоряжении нашей редакции оказался документ, в котором написано, что настало время переводить кондукторов в трамвайные депо (их в городе 3: Северное, Южное и Западное), поскольку в троллейбусном они больше не нужны. Вот цитата:
— Мы перестаем нуждаться в кондукторах. В Гортрансе работы навалом, есть рядом Южное депо, требуются в Западное депо, поэтому надо будет 15–20 кондукторов переводить. Зарплата в трамвайных депо выше, из-за того что пассажиропоток больше. Сокращать мы их (кондукторов. — Прим. ред.) не будем, но работы для них не будет. В трамвайных депо в настоящее время требуются кондуктора.
Напомним, что сегодня к валидаторам в транспорте добавились еще и QR-коды, быстро набравшие популярность. Неужели новые способы оплаты окончательно вытеснят кондукторов из транспорта? Источники в мэрии Екатеринбурга уверяют, что нет. Строгие тетеньки с сумками и терминалами еще пригодятся на городских маршрутах. В пользу этого говорит несколько факторов.
К примеру, при штатной численности кондукторов в 1841 человек (данные по Гортрансу), сегодня работают только 784. То есть вакантных мест — больше тысячи. Нередко можно видеть, как на трамвайных маршрутах кондукторы вынуждены работать в одиночку на два вагона. В часы пик этот труд иначе как адским не назовешь: транспортники едва успевают обилечивать пассажиров, бегая из вагона в вагон. И это длится часами.
А учитывая, дороговизну новых трамваев (город не получал новой техники с 2018 года), вряд ли стоит ждать быстрого обновления трамвайных парков, появления там свежих вагонов и валидаторов. На 2025-й в планах у городских властей — купить только 50 электрических машин, не более 1/8 парка.
Наконец, есть еще один нюанс — борьба с зайцами, которых сегодня на маршрутах катается с избытком. Для этой цели на базе муниципальной транспортной инспекции будет создан Центр управления перевозками (ЦУП). В его функции войдет контроль за оплатой проезда.
— Планов по увольнению кондукторов нет! Целая куча транспорта, где сегодня нет валидаторов, — будут туда перераспределять. А в перспективе это контрольные службы, ЦУП, — заверил корреспондента E1.RU источник в мэрии Екатеринбурга.
Напомним, чтобы остановить отток кадров из Гортранса, власти в 2024 году подняли водителям и кондукторам зарплаты на 30%. В 2025-м планируется аналогичное повышение.
Что ждет транспорт Екатеринбурга в ближайшем будущем и как будет реализовываться транспортная реформа, читайте в интервью с вице-мэром Рустамом Галямовым.