В редакцию к нашим коллегам UFA1.RU обратились рабочие, которые заявили, что занимаются строительством участка трассы М-12 «Восток» в Башкирии. По их словам, наниматель масштабного объекта не выплачивает им деньги, в то время как ответственная за проект компания заявляет, что перечислила всю положенную сумму.
Напомним, куратор строительства трассы М-12 — «Автодор». В компании регулярно отчитываются о ходе работ, отмечая, что автодорога станет важным коридором между Европой и Азией. Согласно плану, в Башкирии трасса должна пройти от села Котловка до села Верхнеяркеево (Илишевский район Башкирии), а оттуда — через Асяново в сторону Дюртюли. После этого дорога пройдет через сёла Вострецово (Бураевский район) и Бураево, дальше — на север в обход Верхних Татышлов до города Чернушка (Пермский край), пишут наши коллеги из 116.RU.
Согласно сайту госзакупок, в марте 2023 года заказчик, «Автодор», опубликовал конкурс на поиск подрядчика для выполнения работ на 50-километровом отрезке трассы Дюртюли — Ачит в Башкирии. По результатам конкурса за работу взялась московская Региональная строительная компания (РСК).
«Не платят два месяца»
«Автодор» с начала строительства рассказывал об успешной реализации проекта, однако недавно сообщил, что сроки пришлось сдвинуть. В декабре в UFA1.RU обратились строители, которые заявили, что по заказу РСК работают на М-12 и перестали получать зарплату. По словам одного из строителей, в месяц он получал около 100 тысяч рублей, но за последние 2 месяца компания задолжала ему порядка 200 тысяч рублей.
— Я работаю на строительстве автодороги М-12 на башкирском участке, который находится в селе Верхние Татышлы. Мы тут с позапрошлого года, нам вовремя платили зарплату, а вот последние 2 месяца выплат нет, — рассказывает рабочий. — Последнюю получил за август, а выплаты за сентябрь и октябрь задерживаются. За ноябрь тоже не начислено. Мы сидим без денег, техника вся стоит, строительство не ведется, даже солярку не закупают.
Как они пояснили, их база находится возле села Верхние Татышлы. Многие приехали сюда на работу из других регионов России.
— Ладно я и еще несколько рабочих из Башкирии и из Уфы, но здесь есть люди из Смоленска, из Астрахани. Они приехали с надеждой, что заработают, а в итоге сидят там голодные, есть не на что. Без денег даже уехать не могут. Они живут в модулях. Говорят, что денег нет у организации, поэтому свет периодически отключают, сказали столовую на днях закроют, еще и холодно становится, — сообщил строитель.
При этом, заявляет он, руководство четких ответов на жалобы не дает, потому рабочие массово покидают базу.
— С каждым днем штат сотрудников уменьшается. Нас было больше 1000 человек, а осталось только 400 человек. Люди увольняются каждый день, ситуация катастрофическая, — рассказал он.
Около недели назад мужчина обратился в Государственную инспекцию Башкирии в Уфе. Там ему ответили, что в силу того, что РСК зарегистрирована в Москве, за дело возьмутся коллеги из столицы. Уфимцу заявили, что о результате проверки ему сообщат в течение месяца. Мы также обратились за комментарием в Гострудинспекцию Башкирии, где подтвердили лишь два обращения от сотрудников РСК.
«Кредиты просрочены, семья бросила»
Еще один недовольный рабочий, Айдар, работает на объекте водителем самосвала. По его словам, в компании он официально работает с октября 2023 года, всё было нормально до августа 2024-го, за сентябрь и октябрь денег он не получал.
— У меня все кредиты просрочены, ипотека просрочена. Меня бросила семья, у меня вообще всё стало плохо. Вот после того как нам перестали платить, я просто не знаю, что делать. У меня безвыходная ситуация, — рассказал Айдар.
По его подсчетам, работодатель задолжал ему 250 тысяч рублей: руководство обещает рассчитаться, но в назначенный срок снова откладывает перевод.
— Я домой уехал, в Уфу, потому что там делать нечего. Просто ты деградируешь в этом месте, и ничего не происходит, стройки никакой нет, рабочих моментов тоже. Уже люди отчаялись и начали пить. Там осталось только выключить свет — и всё, вся жизнь на этом закончится, — говорит Айдар.
При этом уфимец отмечает, что прежде ожидать подобного от РСК не мог: компания оплачивала его работу с небольшими задержками. Кроме него, с похожими жалобами в UFA1.RU обратились еще двое рабочих.
— До этого стабильно зарплату получали, а сейчас — задержки. Возможно, это временные затруднения, но нам ровным счетом ничего неизвестно. Не понимаю, увольняться мне или нет, — рассказал строитель из Екатеринбурга.
— Мне должны около 250 тысяч рублей. Собираюсь увольняться, — сообщил нам житель Башкирии.
В Государственной трудовой инспекции по РБ сообщили, что те 2 поступившие к ним жалобы будут рассматриваться в течение месяца.
— Полагаем, что Гострудинспекцией может быть дана правовая оценка вышеуказанным проблемам (отключение электричества, закрытие столовой) при условии наличия соответствующих обязательств работодателя в имеющихся у него локальных нормативных актах, коллективном договоре (при наличии), в условиях трудовых договоров, заключенных с работниками. Данные факты подлежат установлению при рассмотрении обращений, в которых приведены такие доводы, — ответили в пресс-службе Трудинспекции Башкирии.
Что говорят представители компании?
UFA1.RU отправил запрос в пресс-службу генерального подрядчика на строительство трассы М-12. В АО «Автодор» подтвердили, что участком возле Верхних Татышлов занимается РСК.
— ООО РСК выполняет работы согласно договору субподряда на участке км 90-й — км 130-й в рамках строительства а/д М-12 на участке Дюртюли — Ачит. Со стороны заказчика, Государственной компании Российские автомобильные дороги, и генерального подрядчика, ООО СК «Автодор», финансовые обязательства по отношению к ООО РСК полностью выполнены, — заверили в пресс-службе компании.
Мы также предприняли несколько попыток получить комментарий от представителей РСК: звонили на указанные номера фирмы и отправляли электронные письма. Наши вопросы остались без ответа. В одном из разговоров по телефону, который был указан как контакт компании в базе данных «Контур.Фокус», нам заявили, что не будут отвечать.
Мы по-прежнему рассчитываем, что представители РСК захотят прояснить ситуацию и показать свою позицию. UFA1.RU готов разместить их комментарии на сайте.
По данным «Контур.Фокуса», ООО РСК зарегистрировано 9 июня 2014 года в Москве. Генеральным директором ныне указан Бориc Сакун. По состоянию на 10 августа 2024 года, по налогам и сборам за РСК числится долг в размере 1,3 миллиарда рублей.
По данным того же «Контур.Фокуса», с конца августа по ноябрь 2024 года с намерением обратиться в суд с требованием признать ООО РСК банкротом выступили несколько кредиторов. В их списке организации «Дизель-Трейд», «Компания Ростес-Юг», «Про Фактор» и АО «Благовещенский Завод МЖБК».
Официально трасса М-12 получила название «Восток». Платную магистраль, которая свяжет Москву, Казань и Екатеринбург, строят по поручению Владимира Путина. В будущем дорогу планируется дотянуть до Владивостока.
Также для обустройства автобана M-12 в Свердловской области выполняется капремонт участка трассы Р-242 (Пермский тракт) общей протяженностью 139 километров.
Для строительства «путинского автобана» используют сверхпрочный асфальт.