Жительница Екатеринбурга попала в мелкое ДТП летом 2022 года. Всё случилось на перекрестке Бакинских Комиссаров и проспекта Космонавтов. Ольга на своем Nissan Juke поворачивала налево и столкнулась с попутным Mitsubishi Libero (он тоже делал левый поворот). По сути, оба водителя не следили за боковым интервалом. Момент аварии попал на видео.
У старенькой Mitsubishi Libero 1992 года выпуска оказались повреждены левые двери, бампер и еще несколько мелких деталей. В ГИБДД, куда отправились участники аварии, так и не смогли определить виновника столкновения (на практике в таких случаях каждому выплачивается по 50% ОСАГО).
Однако через полтора года, в январе 2024 года, Ольге внезапно прилетел судебный иск от фирмы «Новая линия» из Магнитогорска. Владелец Mitsubishi уступил этой компании право требования на возмещение материального ущерба, полученного в ДТП. Он составил с юристами так называемый договор цессии.
Представители «Новой линии» потребовали от Ольги 100 тысяч на ремонт машины, а также 10 тысяч за проведение экспертизы (для оценки ущерба Mitsubishi) и оплату госпошлины — 3 тысячи рублей. При этом в иске от фирмы говорилось, что выплата по ОСАГО за Mitsubishi была проведена и составила 46 тысяч рублей. Ольга никак не могла понять, откуда взялись еще 100 тысяч для ремонта поцарапанных дверей и бампера.
В Железнодорожном суде Екатеринбурга, где рассматривалось дело, назначили дополнительную судебную экспертизу повреждений машины. Проводивший ее эксперт отметил несколько любопытных деталей. Так, среднерыночная стоимость Mitsubishi Libero (того же года и модификации) на момент аварии оказалась не выше 108 тысяч рублей, а на ремонт (по расчетам «Новой линии») потребовалось аж 158 тысяч рублей. В таких условиях эксперт заявил, что ремонт поврежденной машины экономически нецелесообразен.
В результате с хозяйки Nissan Juke было решено взыскивать стоимость не восстановительного ремонта, а аналогичного автомобиля Mitsubishi Libero, но не имеющего повреждений. Проще говоря, материальный ущерб приравняли к рыночной стоимости целого автомобиля (108 тысяч).
Затем из суммы иска вычли выплату по ОСАГО и стоимость аварийной Mitsubishi Libero (с учетом полученных ей повреждений). После такой сложной схемы у суда получилась сумма в 20 тысяч рублей, ее-то и назначили к выплате истцу. Таким образом аппетиты «Новой линии» урезали в несколько раз.
Вопросы к документам
Адвокат Владимир Алешин, защищавший в суде хозяйку Nissan Juke, рассказал, что, кроме впечатляющего по сумме иска, «Новая линия» предоставила весьма странные документы на авто.
В гражданском деле фигурировал только договор купли-продажи: водитель Mitsubishi Libero ездил на ней, но при этом не ставил машину на учет в ГИБДД. Позднее он и вовсе избавился от древней иномарки.
— С первого заседания мы просили суд истребовать подлинник договора купли-продажи на Mitsubishi, чтобы убедиться, кому действительно принадлежала машина в момент ДТП и, следовательно, имеет ли ООО «Новая линия» право на получение возмещения. — рассказал Владимир Алешин. — В приложенной к иску копии договора купли-продажи, по моему мнению, имелись технические исправления в графе, где указан год составления.
В последнее судебное заседание истец всё-таки предоставил подлинник договора, но тот расходился с первоначально представленной копией документа. В бумагах были проставлены разные подписи от имени продавца! — отметил адвокат.
Суд, однако, принял все документы, потому что удалось связаться с бывшей собственницей Mitsubishi. Она подтвердила, что продала машину тому самому водителю, который и управлял ей в день аварии.
Алешин считает, что деятельность таких компаний, как «Новой линия», малополезна или даже вредна. По мнению Александра, они завышают суммы ущерба, рассчитывая отсудить круглую сумму.
Как правило, права требования выкупаются за минимальные деньги, а в суде такие «скупщики» пытаются взыскать суммы, превышающие в несколько раз рыночную стоимость восстановительного ремонта автомобиля или даже превышающие стоимость целого автомобиля, как и было в случае с Ольгой.
Ранее мы рассказывали, как «Новая линия» тайком засудила екатеринбурженку, которая случайно въехала в водительскую дверь Lada Largus. Через год женщина узнала, что должна магнитогорской фирме почти 100 тысяч рублей. При этом в списке поврежденных деталей у Largus числилась не только водительская дверь, но еще передние и задние фары, а также решетка радиатора и бампер — то есть детали, которые никак не могли разрушиться от легкого удара в бок легковушки.
В самой «Новой линии» бросили трубку, узнав, что им звонят журналисты.