28 октября на качканарском месторождении железных руд огромный карьерный самосвал в лепешку раздавил служебный УАЗ. Погибли два работника ГОКа: водитель внедорожника (и. о. горного мастера) 35-летний Дмитрий Волосач и его 38-летний пассажир, помощник машиниста экскаватора Михаил Алтынбаев.
Ранее аналогичный случай был в Мурманской области. Там многотонный самосвал Caterpillar раздавил легковой автомобиль, в котором находились пассажиры, — два человека погибли. Трагедия произошла в одном из карьеров Ковдорского ГОКа.
Трагедию в Качканаре оперативно прокомментировали на самом предприятии, а также в ГИБДД по Свердловской области. Несмотря на это, в резонансной истории остается много непонятного. Мы собрали главные вопросы к этому часу.
Почему люди в уазике не отреагировали на опасность?
Начнем с видео из карьера — оно очень плохого качества, но в целом передает сценарий произошедшего. На нем заметно, что уазик, за рулем которого находился Дмитрий Волосач, подъехал к БЕЛАЗу за 14–15 секунд до происшествия. Груженый габаритный самосвал в силу своих размеров и массы разворачивался по дуге, направо. Всё происходило относительно медленно.
У водителя внедорожника было время, чтобы отреагировать на опасность, но тот продолжал стоять на месте, пока его не раздавило передним правым колесом БЕЛАЗа. Люди в уазике на протяжении 10 секунд не замечали надвигающуюся на них громаду. Единственное разумное объяснение этому: Дмитрий и Михаил на что-то отвлеклись. К сожалению, это стоило им жизни.
Что касается водителя БЕЛАЗа, то, по официальной версии, он не заметил внедорожник из-за того, что тот попал ему в так называемую слепую зону. Учитывая габариты огромной машины, в этом нет ничего удивительного.
Почему уазик получил такие чудовищные повреждения?
Многих поразили фото с места происшествия. УАЗ «Патриот» превратился в груду сплющенного железа. При этом речь шла не об обычной легковушке, а о габаритном, рамном внедорожнике. На видео заметно, что БЕЛАЗ даже не дрогнул при наезде на УАЗ — всё из-за своих размеров и массы, сравнимых с кораблем.
На сайте Качканарского ГОКа уточняется, в их карьере работают БЕЛАЗы грузоподъемностью в 130 тонн, а также настоящие титаны, поднимающие до 240 тонн. Только представьте: размер кузова такого БЕЛАЗа — с детскую площадку, колесо — в два раза выше роста взрослого человека, а вес одной шины — 5 тонн. Общий вес такого самосвала (с грузом) достигает сумасшедших 400 тонн. Это как партия из 160 уазиков!
Как будут расследовать этот случай?
Расследований будет как минимум два, поскольку ЧП случилось не на обычной дороге, а на территории горнорудного предприятия. На ГОКе сразу создали собственную специальную комиссию, чтобы выяснить, кто же виноват. Параллельно в гибели рабочих сегодня разбираются в местном отделе полиции. Все замеры на месте происшествия делали автоинспекторы, а далее уже в дело вступят следователи.
— Проводятся проверочные мероприятия. Устанавливаются более точные обстоятельства трагедии, — рассказал официальный представитель областного полицейского главка Валерий Горелых.
Он также уточнил, что информации о возбуждении уголовного дела пока нет.
Что делал УАЗ в зоне разгрузки?
Мы задали этот вопрос представителям ГОКа, но на предприятии уточнили, что пока воздержатся от комментариев, поскольку разбирательства только начались. При этом официально сообщалось, что наезд на уазик произошел на рудоперегрузочном пункте Северного карьера, а БЕЛАЗ в этот момент выполнял маневры перед разгрузкой горной массы.
Заведующая кафедрой горных машин и комплексов Уральского государственного горного университета Юлия Лагунова рассказала корреспонденту E1.RU, что правила передвижения техники в карьерах горнорудных предприятий жестко регламентированы. Как раз для исключения таких трагедий.
— Почему кроме самосвалов в карьере ездят другие автомобили?
— Речь идет о служебном транспорте для персонала. Ведь карьеры — это большие расстояния. Но, разумеется, автомобили должны быть вдали от больших добывающих машин.
— Каких правил должны придерживаться водители?
— При движении на дорогах карьера есть свои нюансы. К примеру, насчет встречного движения: если БелАЗу навстречу движется автобус с людьми (вахтовка), водитель самосвала обязан остановиться. Есть и правила попутного движения. БЕЛАЗы строго запрещено обгонять! Объехать их разрешается только, если самосвал остановился по предварительному сигналу его водителю.
— Есть зоны, куда служебным автомобилям запрещен въезд?
— Это как раз экскаваторные площадки и зоны разгрузки, потому что водителю БЕЛАЗа действительно трудно контролировать ситуацию вокруг его машины. Если внедорожник подъехал в зону разгрузки, то это неправильно. Он не должен был туда подъезжать, а остановиться где-то в поле видимости водителя карьерного самосвала.
Сегодня новые модели БЕЛАЗов оснащаются камерами, которые позволяют видеть обстановку вокруг, но очевидно, что при маневрировании водитель горного самосвала не может контролировать одновременно все данные с камер.
По данным источника E1.RU, Дмитрий Волосач прошел необходимое обучение и имел допуск для работы в карьере за рулем автомобиля. К сожалению, нет ответа на вопрос, зачем он так близко подъехал к БЕЛАЗу.
Напомним, что представители ГОКа обещали помочь семьям своих погибших горняков. Мы продолжим следить за этой историей.
Все новости о ЧП в Качканаре мы собираем в специальной теме.