QR-коды оказались очень удобным, но при этом скандальным нововведением в транспорте Екатеринбурга. В начале октября мэрия с помпой презентовала новую систему оплаты и сообщила, что с ее помощью целых три месяца можно будет экономить на проезде 13 рублей. Пассажиры обрадовались, а перевозчики не поняли, почему вдруг цену за билеты откатили на уровень 2015 года. Некоторых даже пришлось вызывать в мэрию «на ковер» и убеждать присоединиться к акции.
С 10 октября 2024 года в наземном транспорте Екатеринбурга заработала скидка при оплате проезда по QR-коду и NFC — так проезд стоит 20 рублей, а не 33. Льготных проездных и зональных тарифов (действуют на междугородных рейсах) система не коснулась. Также скидкой нельзя воспользоваться в метро. Этот вопрос пока обсуждается. Акция будет работать до конца года: 1 января 2025-го оплата по QR-коду и NFC останется, но стоимость проезда вернется к прежним 33 рублям.
Председатель Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук сказала корреспонденту E1.RU, что в целом понимает, почему перевозчикам не понравилась идея с большой скидкой. По словам Саранчук, сегодня ни одно транспортное предприятие города не получает 100% платы с пассажиропотока.
— Это только кажется, что средний тариф у нас серьезный — 33 рубля, на самом деле он меньше. Примерно 30% пассажиров — льготники, и это серьезная цифра, значительная. И вот эти люди ездят дешевле установленного тарифа. Транспортникам это не компенсируется, муниципальным контрактом это не предусмотрено.
И вот поставьте себя на место водителя, кондуктора, у которых зарплата зависит от выручки. По этой логике каждый заплативший по QR-коду снижает их доход!
Тогда водитель идет к своему начальнику, кладет гаечный ключ на стол и увольняется, — подчеркнула Лилия Саранчук.
18 октября, через неделю после запуска акции, в мэрии заявили, что договоренности по размещению QR-кодов всё же были достигнуты со всеми перевозчиками Екатеринбурга.
В первые дни от участия в акции с QR-кодами отказались следующие фирмы:
«Пегас»: маршруты № 40, 70, 72, 78, 98;
«Авто-Ном»: маршруты № 41, 53, 68, 80, 81;
«УралТрейд»: маршруты № 46, 51, 52, 55, 043;
«Авто Гамма»: маршруты № 42, 62, 77, 87, 89, 94.
Тем не менее в первые же дни горожане стали массово жаловаться на хитрых кондукторов и водителей. Транспортники срывали таблички с кодами и прятали их под коврики или заклеивали рекламными листовками.
В основном беспредельничал персонал частных фирм. О конфликтах на маршрутах Гортранса в нашу редакцию не сообщали. Напрашивается вопрос: откуда взялась такая ненависть к новой системе оплаты? Добиться правды от самих кондукторов оказалось невозможно.
— Нет QR-кода. Не знаю, где он, — туманно ответил один из них на вопрос корреспондента E1.RU.
QR-скандалы
Мы поговорили с разными источниками в транспортной сфере и выделили несколько факторов, которые могли создать напряженную атмосферу вокруг оплаты по СБП.
Водители и кондукторы решили, что разница в 13 рублей будет компенсирована только мэрии, а до транспортных предприятий эти деньги не дойдут, поскольку нет никакого официального документа (о возмещении разницы между установленным тарифом и оплатой со скидкой). Мы задали вопрос об этом администрации города. Там ответили, что перевозчикам предложили заключить прямые договоры с НСПК (Национальная система платежных карт), чтобы вернуть сумму скидок. Таким образом, в деньгах предприятия не потеряют;
проверка оплаты по QR-кодам оказалась довольно сложной процедурой, особенно в толкучке, в часы пик. Это требует от кондукторов дополнительного времени;
пассажирам оказалось трудно добираться до табличек с кодом в переполненном транспорте. К тому же выяснилось, что тряска на ходу мешает смартфону сфокусироваться на изображении. Итогом стали многочисленные скандалы в автобусах из серии: «Какой QR-код? Платите через терминал! Или зайцем хотите ехать?»
Оплата по кодам не входит в зачет кондукторам в ежедневном плане по обилечиванию пассажиров. А от выполнения плана зависит их премия. Однако в Гортрансе сообщили, что их сотрудники в деньгах точно не потеряют. Наоборот, в последнее время зарплаты только выросли.
QR-перспективы
Гендиректор «И-Сети» Наталья Тарарычкина считает, что критика QR-кодов вскоре затихнет. По ее словам, внедрение многих новшеств поначалу сопровождается техническими проблемами. Достаточно вспомнить недавний сбой, когда куары перестали работать утром, в час пик. Проблема оказалась связана с межбанковским взаимодействием, и ее удалось решить примерно за полтора-два часа.
В целом пассажиры уже начали привыкать к новому способу оплаты.
— Если взять статистику, то видно, что 10–15% от всего количества платежей сегодня уже проходят через куары. То есть ежедневно делается до 100 тысяч таких оплат. И при этом есть и динамика роста, — отметила Наталья Тарарычкина. — Проблемы? Если вспомнить внедрение Екарт пятнадцать лет назад, тогда было то же самое.
Ранее мы рассказывали о новшестве в подземке — там перестанут принимать жетоны, на их место придут билеты с QR-кодами. Тестировать новую систему начнут в ноябре этого года, а уже с 1 января 2025-го жетоны полностью исчезнут. Также в метро заработает оплата по биометрии, то есть лицом пассажира.