Накануне спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко наказала мэру Екатеринбурга Алексею Орлову пересесть на автобус и проехать на перегруженном маршруте от торгового центра «Гринвич».
Председатель собрания сенаторов подчеркнула, что в соцсетях екатеринбуржцы постоянно жалуются на огромные интервалы, нерегулярный график движения, давку в салонах, нехватку водителей и необходимость строительства второй ветки метро. Она привела в пример жалобу екатеринбурженки, которая из-за толкучки в салоне не могла уехать из центра на автобусе, а потом около получаса ждала трамвая.
— Может, это эмоциональная реакция. Может быть, не всё точно. Но хотелось бы, чтобы просто «ужас, ужас» — такого не было. Да, кстати, мэра Екатеринбурга, если вас не затруднит, я бы попросила почаще пользоваться общественным транспортом. И, пожалуйста, попробуйте уехать с «Гринвича». Ну чтобы проверить, правильная эта информация или нет. Я вас прошу: почаще пытайтесь влезть в переполненный транспорт. Но с «Гринвича» обязательно проедьте по маршруту. Спасибо! — сказала Матвиенко.
Почему именно «Гринвич»?
Мы не смогли удержаться и в тот же день решили проверить сами: что это за ужас такой — выбираться от «Гринвича»?
Для начала немного о самой локации. В этом месте действительно много пассажиров в час пик. ТРЦ находится в самом центре мегаполиса, в окружении транзитных и загруженных улиц: 8 Марта, Куйбышева и Радищева.
Мало того, что через этот сектор идет куча автобусных и трамвайных маршрутов, в этом же месте находится и станция метро. То есть речь идет не просто о рядовом месте, а об одном из важных пересадочных узлов Екатеринбурга. Приплюсуем сюда сам торговый центр, который по масштабу не имеет себе равных в городе и давно стал местом притяжения тысяч покупателей.
В итоге в час пик возле «Гринвича» собираются толпы пассажиров. Но если говорить о ситуации с маршрутами, то картина складывается очень неоднородная. Некоторые автобусы подъезжают через короткие интервалы (это № 51, 52, 93), а некоторые, например № 50, нужно ждать от 45 минут до часа!
В 18:30, то есть сразу после завершения рабочего дня, какого-либо коллапса на автобусных остановках мы не обнаружили. Удобнее всего оказалось садиться в большие автобусы «Гортранса», часть из которых оказалась заполнена максимум на две трети.
Проблемы у пассажиров наблюдались только в небольших пазиках и «Богданах», работающих на протяженных маршрутах. Эти машины прибывали к торговому центру уже битком набитыми. В качестве примера можно привести автобус № 81, который ходит от Пионерского через весь город аж до поселка Совхозного.
Если единственный транспорт, который вам подходит, это растянутый рейс до удаленного района, то ежедневные поездки от «Гринвича» действительно станут пыткой. Такого автобуса нужно сначала дождаться (промокнув и замерзнув), а потом влезть в него без драки и ругани — что тоже непростая задача.
А что трамваи?
Совсем недавно урбанист Алексей Кофман публиковал впечатляющие снимки переполненной трамвайной остановки возле «Гринвича». Увы, это суровая реальность: пассажиров там скапливается настолько много, что они не влезают на платформу и вынуждены ждать транспорта прямо на рельсах.
Причин такого безобразия как минимум две: во-первых, основная часть людей пытается стоять там, где останавливаются вагоны, то есть возле остановочного навеса. Из-за этого длинная платформа сильно переполнена в одной части и пустует в другой. Во-вторых, через улицу Радищева проходят целых шесть трамвайных маршрутов, в том числе «великий и ужасный» № 1, который с декабря 2023 года стал обслуживать огромный Академический район.
Именно маршрут № 1 является лидером в рейтинге давок возле «Гринвича». По сравнению с ним трамваи № 10 и № 15 ходят почти пустыми. На наших глазах часть пассажиров кое-как запихались в салон «единицы», но затем были вынуждены выйти обратно, потому что двери вагона не могли закрыться. В числе тех, кто вернулся на остановку, оказалась девушка по имени Елена.
— Чем ближе к зиме, тем хуже, — рассказала она. — Трамвай до Академического удобнее всего, потому что идет быстрее автобуса минут на 20. Но проблема с давками (в трамваях. — Прим. ред.) по всему городу. У меня коллеги живут на ЖБИ и на ВИЗе, они тоже ездят в толкучке.
Все-таки «ужас» или нет?
Уехать от «Гринвича» в час пик и легко, и сложно одновременно. Это очень противоречивая точка города. Всё зависит от маршрута и его направления, обстановки с пробками (это ведь самый центр Екатеринбурга) и погодных условий.
При этом для большинства горожан общественный транспорт остается безальтернативной вещью. К примеру, уехать от «Гринвича» на Вторчермет на такси в промежутке с 18 до 19 часов стоит почти 1000 рублей, на ЖБИ — 700–800 рублей. Согласитесь, не каждый готов к таким тратам.
Если уж говорить о «Гринвиче», то надо упомянуть и другие проблемные места Екатеринбурга, уехать из которых также непросто. По наблюдениям наших читателей, это как минимум:
Академический (особенно в центр по утрам);
Завокзальный (там ходят вечно забитые маленькие автобусы);
Елизавет (по утрам ехать в центр приходится целую вечность);
УНЦ (ведущая в центр улица Амундсена стоит в мертвой пробке по утрам);
ЖБИ (не дай бог встанет движение трамваев на Малышевском мосту).
«Силы и терпения»
В администрации города после заявления Валентины Матвиенко посоветовали горожанам набраться силы и терпения. Там признали, что сфера пассажирских перевозок в городе дошла до плачевного состояния.
В развивающемся городе людям очень нужен транспорт, но они считают его устаревшим и крайне ненадежным, а это недостойно мегаполиса.
Пока не знаем, поедет ли мэр Алексей Орлов от «Гринвича» на автобусе или трамвае, но на всякий случай напомним его позицию по этой ситуации:
— Проблемы копились годами, и по щелчку пальцев их, к сожалению, не решить. Координируем перевозчиков, мониторим обращения жителей, вводим новые контрактные схемы, закупаем технику. Ход транспортной реформы, ее этапы контролирую лично. Силами одного только городского бюджета желаемого результата не достичь, — заявил Алексей Орлов.
Кстати, сами горожане обратили внимание на кое-какие подвижки и даже стали верить, что транспортная отрасль начала выкарабкиваться из ямы.
— Я увидела объявление, что кондуктор будет получать 87 тысяч. Я не особо в это верю, обалдела просто. Но работники транспорта, с которыми общалась, мне подтвердили, что люди стали возвращаться! В частности, водители. Нехватка у них 40%! — рассказала Елена, работающая в Екатеринбурге курьером.
Ранее мы рассказывали, что весной 2024 года городские власти объявили о проведении новой новой транспортной реформы. По оценкам специалистов, ее стоимость составит примерно 13 миллиардов рублей. Для перевозчиков Екатеринбурга это беспрецедентная сумма. Основные средства выделит региональный бюджет, но часть денег даст и город. Мы собрали основные тезисы о предстоящей реформе в этой публикации.