На площади перед мэрией Екатеринбурга стоит легковушка. С виду — обычная машина, если бы не странная надстройка на ее крыше. Массивная камера, с помощью которой делают панорамы города для Яндекс Карт, похожа то ли на буровую установку, то ли на башню морского форта.
Оператор этой штуки, Максим Харин, наклоняет устройство, откидывает крышку и показывает внутреннее устройство.
— Это установка для съемки панорам, так она правильно называется, — объясняет Максим. — Внутри находятся четыре фотоаппарата с широкоформатными объективами. Техника проверенная и надежная, с большим ресурсом, потому что нагрузка на нее очень большая: мы снимаем до 20 тысяч кадров в день. Объективы модернизированы под наши технические задачи, то есть это не стандартная техника. Все фотокамеры синхронизированы и управляются с ноутбука. Я могу делать съемку вручную, а могу выставить автоматический режим.
Съемка улиц
Садимся в машину и едем по центру Екатеринбурга, снимая местность. От камеры на крыше в салон тянется кабель, который обеспечивает электрическое питание от аккумулятора. Работать можно хоть весь день напролет, но двигаться нужно на низкой скорости (не выше 30 километров в час), чтобы картинка получалась четкой.
— Погода — это ключевой фактор в этой работе. Желательно, чтобы было солнечно, чтобы получались яркие, контрастные кадры. — рассказывает Максим. — Неважно, где мы работаем, в центре или на периферии, везде качество должно быть хорошим. В хмурую, дождливую погоду нам работать запрещено. Установка намокает, это очень вредно для электроники. Даже в ясную погоду мы периодически останавливаемся, чтобы протереть оптику от пыли.
В черте города все четыре фотокамеры, установленные на машине, одновременно делают снимки через каждые 15–30 метров. При съемке исторического центра или достопримечательностей кадры делают максимально часто, через каждые 15 метров. С обычными улицами и проспектами проще: там можно фотографировать через 30 метров, а для трасс допустимо расстояние в 150 метров.
Удивленные взгляды
— Еще несколько лет назад люди с подозрением смотрели на камеру, потому что не понимали, для чего мы ездим с ней и какую информацию собираем. — рассказывает водитель панорамомобиля Михаил Лёвин. — А сейчас некоторые автомобилисты на дороге стараются поближе подъехать, чтобы попасть в кадр и потом отображаться в панорамах города. В целом отношение адекватное и доброжелательное.
Впрочем, до сих пор находятся те, кто тычет пальцем в панорамомобиль и делает удивленный вид. В потоке на Малышева нас догоняет какой-то водитель и опускает стекло.
— Это что за камера? — спрашивает он, указывая он на крышу панорамомобиля. — Дорожный комплекс, что ли?
Съемка достопримечательностей и пешеходных зон
Конечно, панорамомобиль может заехать не в любое место. К примеру, ему недоступны различные парки, скверы, набережные и мемориалы. Такие места снимаются операторами вручную: берешь камеру, штатив и — вперед.
На прямых пешеходных улицах снимки делаются раз в 15 метров, а крупные памятники снимаются вокруг с четырех сторон. В каждой точке оператор вращает камеру и делает кадры через каждые 30 градусов (на штативе есть метки, позволяющие отсчитать угол поворота). На каждой точке суммарно получается шесть снимков, из которых позже собирается полная панорама.
— Это более кропотливая работа, чем та, что ведется с панорамомобиля. Одной фотокамерой приходится делать кадры во всех направлениях. — говорит Максим. — Сначала делаешь снимок впереди себя, затем поворачиваешь камеру, делаешь еще один и так далее. При этом все кадры делаются с задержкой в несколько секунд. Это нужно для того, чтобы у меня было время отойти от штатива. Например, чтобы в кадр не попадала моя собственная тень.
Что происходит после съемок
Снимки склеиваются в панорамы с круговым обзором. Они позволяют пользователям сервиса рассматривать улицы во всех подробностях. Возникает ощущение, будто сам гуляешь по городу.
Для каждой панорамы указываются ее координаты и направление съемки (именно для этого нужен GPS). Эта информация позволяет установить связи между панорамами. Панорамы с ошибками в GPS-позиционировании и неправильно указанным направлением отбраковываются.
На панорамах улиц пользователи могут виртуально перемещаться по городу. Эффект прогулки создается благодаря тому, что панорамы сменяют друг друга — пользователь как будто идет по улице.
Для быстрой загрузки Яндекс Карты загружают не всю панораму целиком, а только видимый пользователю фрагмент. Для этого панорамы разрезаются на небольшие квадраты — тайлы. Размер одного тайла — 256 на 256 пикселей. Чтобы в панорамах улиц было проще ориентироваться, на них подписаны улицы, расставлены таблички с номерами домов и размечены названия организаций.
В 2024 году сервис обновит панорамные снимки всех частей нашего города, чтобы жителям и туристам Екатеринбурга было проще ориентироваться. Операторы заново отснимут больше 1000 километров улиц, а также все важные пешеходные зоны. Это будет первое масштабное обновление панорам города за два года — в последний раз улицы снимали в 2022 году.
Ранее на E1.RU выходил проект, в котором сравнивали снимки современного города с историческими фотографиями.
В выпусках рубрики мы показывали:
подборку фотографий Плотинки;
подборку фотографий проспекта Ленина;
подборку фотографий улицы Малышева;
подборку фотографий улицы Свердлова;
подборку фотографий улицы Челюскинцев.
Другие публикации, посвященные истории города, читайте в рубрике «Неизвестный Свердловск».