Дороги и транспорт репортаж В Екатеринбурге заметили машину с огромной камерой на крыше. Зачем нужно это оборудование?

В Екатеринбурге заметили машину с огромной камерой на крыше. Зачем нужно это оборудование?

Автомобиль ездит медленно — и только в солнечные дни

На площади перед мэрией Екатеринбурга стоит легковушка. С виду — обычная машина, если бы не странная надстройка на ее крыше. Массивная камера, с помощью которой делают панорамы города для Яндекс Карт, похожа то ли на буровую установку, то ли на башню морского форта.

Автомобиль экипажа, который делает панорамы для сервиса Яндекс Карты

Оператор этой штуки, Максим Харин, наклоняет устройство, откидывает крышку и показывает внутреннее устройство.

Эта установкиа позволяет создавать виртуальный Екатеринбург

— Это установка для съемки панорам, так она правильно называется, — объясняет Максим. — Внутри находятся четыре фотоаппарата с широкоформатными объективами. Техника проверенная и надежная, с большим ресурсом, потому что нагрузка на нее очень большая: мы снимаем до 20 тысяч кадров в день. Объективы модернизированы под наши технические задачи, то есть это не стандартная техника. Все фотокамеры синхронизированы и управляются с ноутбука. Я могу делать съемку вручную, а могу выставить автоматический режим.

Камеры смотрят в разные стороны, поэтому панорамы можно смотреть в любом направлении

Съемка улиц

Садимся в машину и едем по центру Екатеринбурга, снимая местность. От камеры на крыше в салон тянется кабель, который обеспечивает электрическое питание от аккумулятора. Работать можно хоть весь день напролет, но двигаться нужно на низкой скорости (не выше 30 километров в час), чтобы картинка получалась четкой.

Установка с фотокамерами полностью контролируется с ноутбука

— Погода — это ключевой фактор в этой работе. Желательно, чтобы было солнечно, чтобы получались яркие, контрастные кадры. — рассказывает Максим. —  Неважно, где мы работаем, в центре или на периферии, везде качество должно быть хорошим. В хмурую, дождливую погоду нам работать запрещено. Установка намокает, это очень вредно для электроники. Даже в ясную погоду мы периодически останавливаемся, чтобы протереть оптику от пыли.

Камеры требуют постоянного контроля. Работать можно только в хорошую погоду и при минимальном трафике на дорогах (чаще — в выходные дни)

В черте города все четыре фотокамеры, установленные на машине, одновременно делают снимки через каждые 15–30 метров. При съемке исторического центра или достопримечательностей кадры делают максимально часто, через каждые 15 метров. С обычными улицами и проспектами проще: там можно фотографировать через 30 метров, а для трасс допустимо расстояние в 150 метров.

Удивленные взгляды

— Еще несколько лет назад люди с подозрением смотрели на камеру, потому что не понимали, для чего мы ездим с ней и какую информацию собираем. — рассказывает водитель панорамомобиля Михаил Лёвин. — А сейчас некоторые автомобилисты на дороге стараются поближе подъехать, чтобы попасть в кадр и потом отображаться в панорамах города. В целом отношение адекватное и доброжелательное.

Впрочем, до сих пор находятся те, кто тычет пальцем в панорамомобиль и делает удивленный вид. В потоке на Малышева нас догоняет какой-то водитель и опускает стекло.

— Это что за камера? — спрашивает он, указывая он на крышу панорамомобиля. — Дорожный комплекс, что ли?

Несмотря на надписи, которые сделаны на бортах и стеклах панорамомобиля, камеру часто принимают за дорожный комплекс фотофиксации

Съемка достопримечательностей и пешеходных зон

Конечно, панорамомобиль может заехать не в любое место. К примеру, ему недоступны различные парки, скверы, набережные и мемориалы. Такие места снимаются операторами вручную: берешь камеру, штатив и — вперед.

Снимать панорамы в пешеходных зонах приходится вручную, наматывая километры пешком

На прямых пешеходных улицах снимки делаются раз в 15 метров, а крупные памятники снимаются вокруг с четырех сторон. В каждой точке оператор вращает камеру и делает кадры через каждые 30 градусов (на штативе есть метки, позволяющие отсчитать угол поворота). На каждой точке суммарно получается шесть снимков, из которых позже собирается полная панорама.

В 2024 году операторы проведут съемку более 1100 километров улиц Екатеринбурга

— Это более кропотливая работа, чем та, что ведется с панорамомобиля. Одной фотокамерой приходится делать кадры во всех направлениях. — говорит Максим. — Сначала делаешь снимок впереди себя, затем поворачиваешь камеру, делаешь еще один и так далее. При этом все кадры делаются с задержкой в несколько секунд. Это нужно для того, чтобы у меня было время отойти от штатива. Например, чтобы в кадр не попадала моя собственная тень.

Что происходит после съемок

Снимки склеиваются в панорамы с круговым обзором. Они позволяют пользователям сервиса рассматривать улицы во всех подробностях. Возникает ощущение, будто сам гуляешь по городу.

Для каждой панорамы указываются ее координаты и направление съемки (именно для этого нужен GPS). Эта информация позволяет установить связи между панорамами. Панорамы с ошибками в GPS-позиционировании и неправильно указанным направлением отбраковываются.

На панорамах улиц пользователи могут виртуально перемещаться по городу. Эффект прогулки создается благодаря тому, что панорамы сменяют друг друга — пользователь как будто идет по улице.

Для быстрой загрузки Яндекс Карты загружают не всю панораму целиком, а только видимый пользователю фрагмент. Для этого панорамы разрезаются на небольшие квадраты — тайлы. Размер одного тайла — 256 на 256 пикселей. Чтобы в панорамах улиц было проще ориентироваться, на них подписаны улицы, расставлены таблички с номерами домов и размечены названия организаций.

В 2024 году сервис обновит панорамные снимки всех частей нашего города, чтобы жителям и туристам Екатеринбурга было проще ориентироваться. Операторы заново отснимут больше 1000 километров улиц, а также все важные пешеходные зоны. Это будет первое масштабное обновление панорам города за два года — в последний раз улицы снимали в 2022 году.

Ранее на E1.RU выходил проект, в котором сравнивали снимки современного города с историческими фотографиями.

В выпусках рубрики мы показывали:

Другие публикации, посвященные истории города, читайте в рубрике «Неизвестный Свердловск».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE28
Смех
HAPPY9
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
67
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
«От души сочувствую тому, кто это купит». Как выбрать недострой и не остаться с развалюхой
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Мне противно. А вам?» Главред E1.RU — о том, почему у Екатеринбурга не будет красивых остановок
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления