Жизнь для пассажиров общественного транспорта в Екатеринбурге вновь разделилась на до и после 1 сентября. С началом учебного года количество желающих влезть в автобусы, трамваи и троллейбусы резко увеличилось. В часы пик горожане по традиции стали жаловаться на давки. При этом люди надеются, что обещанная мэрией транспортная реформа не останется просто словами, а будет реализована, ведь городу очень нужен доступный и комфортный транспорт.
Больше всего претензий у екатеринбуржцев возникает к наземному транспорту, в работе которого часто возникают огромные интервалы (в этом плане метро намного стабильнее). На регулярность движения автобусов и троллейбусов влияют пробки и мелкие ДТП. А иногда на линии просто нет машин из-за вечной нехватки водителей и кондукторов у перевозчиков.
Вот несколько комментариев от наших читателей, красочно иллюстрирующих сложившуюся ситуацию.
— Сегодня в 07:45 на конечную на ЖБИ уже переполненный трамвай № 15 пришел, салон набитый был, люди сесть не смогли, — пишет Наталья.
— Я с Первомайской иду на Комсомольскую, чтоб был шанс сидя уехать на 23-м на Уралмаш. Это екатеринбургский трамвай, — отмечает Сергей.
— Автобусы № 25 и 49 (бывший № 27) почти исчезли с маршрутов. А они оба фактически являются в Екатеринбурге второй веткой метро «Запад — Центр — Восток». Всего по два автобуса на каждом маршруте — это просто издевательство над горожанами и гостями огромного города! Время ожидания — от 40 минут, если повезет, а можно и больше часа просидеть. С началом учебного года ситуация только ухудшилась, — пожаловалась Павла Тарасова.
— Как же хорошо было летом, когда все студенты и школьники были на каникулах! В общественном транспорте хоть дышалось легче, а с осени опять начался ад, — написала Ольга.
В мэрии Екатеринбурга дали такой комментарий по поводу вечной давки:
— Дефицит кадров у транспортных предприятий привел к нестабильной работе общественного транспорта. Было принято решение перестроить работу с перевозчиками. С 1 августа 2024-го по электротранспорту были заключены брутто-контракты, по автобусным маршрутам контракты планируется перезаключить до конца года.
Брутто-модель — система организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. В такой системе оплата работы перевозчиков зависит не от числа пассажиров, а от качества выполнения транспортной работы.
Новые брутто-контракты позволят предприятиям получать фиксированную плату за каждый пройденный километр, а средства от продажи билетов будут поступать в местный бюджет. Это позволит повысить зарплаты водителям и кондукторам, отремонтировать и обновить парк подвижного состава.
Напомним ключевые положения транспортной реформы, которая была анонсирована весной 2024 года.
Жесткий контроль за выполнением рейсов.
Деньги перевозчикам будут платить за качественное выполнение транспортной работы, а не за перевозку пассажиров, как раньше. Два основных показателя, за которыми будут следить, — это график движения и регулярность его соблюдения. На сегодняшний день транспортная работа выполняется только на 70% (а некоторые маршруты и вовсе полностью заброшены). При этом на популярных маршрутах часто идут гонки за пассажирами, чтобы побольше заработать, а там, где пассажиропоток маленький, на маршрут выводят одну–две машины. У перевозчиков просто нет интереса к таким направлениям (яркий пример — ситуация с маршрутом № 043 до Северки). Эта порочная практика должна сойти на нет.
Обновление подвижного состава.
Цель мегаполиса — приобрести еще 400 новых автобусов. Перевозчики (по условиям контрактов) будут обязаны обновлять технику, но, разумеется, эту задачу им не выполнить одномоментно. Закупку растянут на несколько лет. Для этого задействуют банки и лизинговые схемы. Будет увеличено число бесконтактных валидаторов, потому что кондукторов постоянно не хватает.
Также город приобретет еще одну партию новых троллейбусов с автономным ходом и автобусов-гармошек.
Увеличение количества выделенных полос.
В компактном, но густонаселенном Екатеринбурге очень нужен приоритет для общественного транспорта. Планируется увеличение количества выделенных полос для автобусов и троллейбусов. Сегодня выделенок всего 17 — это 23 километра. Но уже есть наработки, и в ближайшие два года число выделенных полос увеличится еще на 42 участка (20 километров). По сути, будет двукратное увеличение приоритета.
Отметим, что некоторые пункты реформы уже начали воплощать в жизнь. К примеру, наконец-то взялись за пассажиров, которые не любят оплачивать проезд. Весной Заксобрание разом взвинтило штрафы для зайцев со 100 рублей до 2,5 тысячи.
В течение лета в центре Екатеринбурга продолжали обустраивать платные парковки, повысив цену на них с 30 до 50 рублей в час. Например, паркоматы появились возле «Гринвича» и корпуса УрФУ на проспекте Ленина. Параллельно для любителей халявной стоянки увеличили штрафы до 3 тысяч.
Транспортную реформу в Екатеринбурге пытаются провести уже много лет. Некоторые идеи со временем удавалось воплощать в жизнь, другие подвергали нещадной критике. В специальном обзоре мы вспоминали, кто и как хотел устроить транспортную революцию в мегаполисе.