![Как электровелосипеды стали страхом для водителей Екатеринбурга. Показательный пример Мощные электровелосипеды — новый страх водителей | Источник: Роман Марьяненко / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/01/0d/fb010dbad7805648418faa63d4f608ee/656x438_1:5523_08de719898ce16b94a913657c04ba8f8@1917x1278_0xp354XsOX_1061856745685847780.jpg.webp)
Сегодня, когда речь заходит о безопасности на тротуарах, пешеходы чаще всего критикуют самокатчиков, которые (не всегда адекватные и трезвые) периодически сбивают горожан. Иногда это заканчивается серьезными травмами и больничной койкой.
В этом году мэрия и кикшеринговые компании стали завинчивать гайки пользователям самокатов — например, ограничили им скорость в центре мегаполиса. Но есть еще одна категория транспортных средств, которую трудно контролировать. Речь об электровелосипедах. Их пользователи тоже любят погонять по тротуарам, хотя не всегда имеют на это право.
![В трагической аварии на Крауля погиб владелец электровелосипеда. По техническим характеристикам это был мопед, и его водитель не имел права двигаться по тротуару | Источник: ГИБДД Екатеринбурга](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/84/70/6a84706cebd033ba5964d762dfc0d805/656x492_1_23181fc89c2fa6c39cdbf645be1d566b@1280x960_0xxGVhQtLi_8822685522949699419.jpg.webp)
Недавно на улице Крауля такой случай закончился трагедией: мужчина на мощном велосипеде с электрическим мотором (350 Вт, то есть мопед) гнал по тротуару и врезался в легковушку, которая в это время заезжала во двор. Итог — пострадавший получил смертельное ранение. Он умер, когда медики оказывали ему помощь.
К сожалению, подобных эпизодов в крупных городах становится всё больше. При этом не всегда понятно: чем же управляют горожане? Некоторые электровелосипеды по мощности и скорости вполне составляют конкуренцию мопедам и даже мотоциклам. Такому транспорту, согласно ПДД, не место на тротуарах и велодорожках, однако он ездит среди пешеходов, подвергая их риску, а водители автомобилей не всегда замечают быстрый электротранспорт при повороте.
Противоречивый случай
Весной 2024-го на ВИЗе произошла авария, очень похожая на упомянутую выше. Автомобилист поворачивал направо с Татищева на Крылова и остановился для пропуска женщины с коляской. Он дал им пройти и начал движение. В этот момент с велодорожки на приличной скорости выехал мужчина на электровелосипеде. Он врезался в передний бампер автомобиля, упал и ударился головой об асфальт. К сожалению, травма оказалась серьезной. Судебно-медицинская экспертиза показала, что здоровью пострадавшего был нанесен тяжкий вред. А раз так — на водителя сразу же завели уголовное дело по части 1 статьи 264 УК РФ.
Екатеринбургский адвокат Владимир Алешин считает, что автомобилиста хотят наказать несправедливо. Дело в том, что за много месяцев с момента ДТП так и не появилось убедительных данных о том, какой была максимальная мощность (и скорость) электровелосипеда, на котором ехал пострадавший. Более того: по словам юриста, данные из технического паспорта на велосипед почему-то оказались совсем не теми, что были размещены на сайте фирмы-продавца.
К примеру, в материалах дела фигурирует технический паспорт на аппарат марки Wenbo мощностью 240 Вт. Но, судя по фото с места происшествия, электровелосипед пострадавшего до боли напоминает модель не Wenbo, а Wenbox, мощностью 800 Вт. А раз так, напрашивается логичный вопрос: почему он ехал по велодорожке?
![Электровелосипед, на котором ехал пострадавший. На сайте продавцов мощность аналогичной модели — 800 Вт, максимальная скорость — 55 км/ч | Источник: читатель E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/c0/4e/f0c04ed6db24a574cecac89064708b28/656x436_1:5523_8dda124f9aa9410c86b91a595895db2c@1220x810_0xJ3k2Qr60_0929874879459455381.jpg.webp)
— Так, в паспорте (который предоставили следствию. — Прим. ред.) была указана мощность 240 Вт и скорость 24 км/ч, а на сайте магазина — аж 800 Вт и 55 км/ч. Разумеется, у нас закрались подозрения, что в документы просто внесли недостоверную информацию, чтобы придать такому транспортному средству правовое положение велосипеда. Ну или это была какая-то ошибка при продаже, — предположил адвокат.
![А это модель, которая фигурирует в техническом паспорте, менее мощная | Источник: читатель E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/71/9a/7a719a7f4ce47f0e4f07309cb518ee74/984x1141_1:5523_26ac2ebefac3e6526efecaf0c41733fb@1104x1280_0xz7lRT80G_6759170620529749086.jpg.webp)
Проблема в том, что точность данных о мощности электровелосипедов напрямую влияет на судьбу водителей. Владимир Алешин объяснил, что с точки зрения закона электровелосипед можно отнести к велосипеду, мопеду и даже мотоциклу. Но велосипедистам, в отличие от водителей мопедов и мотоциклов, можно ездить без шлема и без водительских прав, по велодорожкам и тротуарам (кстати, пострадавший на Татищева получил как раз травмы головы).
— Полагаем, что производители таких транспортных средств частенько занижают их характеристики, чтобы покупатели могли пользоваться привилегиями велосипедистов.
Основными критериями разграничения правового положения электровелосипеда являются его номинальная максимальная мощность и максимальная скорость. Так, для отнесения к велосипеду максимальная мощность должна составлять не более 250 Вт, к мопеду — более 250 Вт и максимальная скорость — не более 50 км/ч, к мотоциклу — максимальная скорость (при двигателе с любой мощностью) более 50 км/ч.
— Что мы имеем? В приведенном случае электровелосипед фактической мощностью 800 Вт двигался по тротуару (велодорожке) в нарушение пункта 24.7 ПДД (водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части), в связи с чем виновность водителя автомобиля, разумеется, исключается, — отметил адвокат.
Почему трудно установить реальную мощность двигателей?
По словам Владимира Алешина, установление реальной мощности электровелосипедов — настоящая проблема. Чаще всего следователи не назначают технические экспертизы, а просто используют ту информацию, что указана в технических паспортах.
— В следствии негласно утверждают, что сегодня отсутствуют отработанные методики по установлению мощности и максимальной скорости электровелосипедов, — отметил адвокат. — Но я общался с экспертами, и они уверяли меня, что в Екатеринбурге есть лаборатории и стенды, где все характеристики можно определить очень точно. В любом случае, экспертиза — это приоритетный путь к установлению справедливости, поскольку мопедам и мотоциклам не место на тротуарах, — подытожил Владимир Алешин.
Как вы относитесь к электровелосипедам?
Более жесткий контроль за электровелосипедами уже не за горами. Очень часто такую технику используют курьеры, которые всегда спешат привезти заказ клиенту. Так, в Москве курьеров уже решили замедлить. Наши коллеги с MSK1.RU недавно рассказывали, что доставщиков пересадят на специальные электровелосипеды с ограничением скорости до 25 км/ч. Подобно самокатам, они будут дополнительно подтормаживать в специальных «медленных зонах».
— Уже вышла директива дептранса Москвы о том, что в течение полугода всё это — [электровелосипеды] могут запретить, если транспорт не будет соответствовать требованиям Правил дорожного движения, требованиям дептранса, — рассказал генеральный директор «МТС Юрент» Иван Туринге.
Почитайте также мнение автоэксперта Дмитрия Ларинова об электровелосипедах.