15 августа 2019 года самолет «Уральских авиалиний» Airbus A321, выполнявший рейс Москва — Симферополь, совершил аварийную посадку в кукурузном поле неподалеку от взлетно-посадочной полосы аэропорта Жуковский. Причиной инцидента стали чайки, попавшие в двигатели воздушного судна при взлете и частично выведшие их из строя. На борту находилось 233 человека, все — выжили.
Позже Владимир Путин присвоил командиру воздушного судна Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину звание Героев России.
Спустя 5 лет люди по-прежнему вспоминают «кукурузное чудо»: после завершения расследования инцидента у ряда авиэкспертов сложилось неоднозначное мнение о действиях пилотов: многие считают, что летчикам просто «повезло». В годовщину знаменитой посадки наши коллеги MSK1.RU разбираются, что сейчас с «уральским» Airbus A321 и на чьей стороне правда в этой неоднозначной истории.
Суды идут до сих пор
После приземления в Кукурузном поле Airbus A321 получил такие повреждения, что восстановлению уже не подлежал: обломки лайнера до сих пор лежат под открытым небом на автостоянке аэропорта Жуковский.
Между тем суды по расследованию авиаинцидента идут до сих пор. После того как «Уральские авиалиании» выплатили всем пассажирам компенсацию в размере 100 тысяч рублей и получили около 45 миллионов долларов в качестве страховой выплаты за потерянный самолет, компания «Альфастрахование» подала в суд на АО «Рампорт АК» и АО «Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова».
По мнению страховой фирмы, именно эти организации отвечают за безопасность полетов в аэропорту, в том числе и за защиту от птиц, потому и должны возмещать ущерб. Процесс идет уже больше двух лет, а ближайшее заседание назначено на третье сентября 2024 года.
Примечательно, что в качестве третьих лиц, помимо «Уральских авиалиний», к рассмотрению дела привлекли и коммунальные службы города Жуковский: всего в двух километрах от взлетно-посадочной полосы находится станция по перегрузке мусора, который так любят чайки.
В пресс-службе «Уральских авиалиний» нам коротко ответили, что самолет утилизирован. На вопрос же о судах из-за страховых выплат авиакомпания отвечать отказалась. MSK1.RU также направил запрос в пресс-службу аэропорта Жуковский и АО «Альфастрахование». Как только мы получим ответ, то сразу его опубликуем.
«Самолет всё сделал за него»
Через три года после посадки А321 в кукурузном поле Межгосударственный авиационный комитет завершил расследование инцидента: в отчете сообщается об ошибках и о неуравновешенном психоэмоциональном состоянии пилотов:
— Фактически на начальном этапе продолженного взлета (до включения автопилота) экипаж не выполнил (или выполнил, но в недостаточной степени) ни одного из действий, предусмотренных процедурой продолженного взлета, а именно: шасси не убирались, показания директорной стрелки по тангажу игнорировались, центрирование бета-таргет не производилось, усилия на педалях перед включением автопилота не триммировались.
В свою очередь, Дамир Юсупов в разговоре с журналистами предположил, что именно отклонение от инструкций спасло им жизнь.
— Шасси не было убрано, оно вызывало дополнительное сопротивление. По инструкции шасси надо сразу убирать. Но благодаря тому, что оно не было убрано, мы пролетели меньшее расстояние и выполнили посадку в пределах поля. Пролетели бы дальше — там были бы уже строения и лес, — заявил Дамир Юсупов на пресс-конференции, посвященной презентации фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы», снятого по мотивам аварийной посадки.
Авиаэксперт и бывший командир Airbus A320 Андрей Литвинов довольно негативно оценил действия экипажа Дамира Юсупова при посадке в кукурузном поле и последующее развитие событий.
— Он там вообще ничего не делал, там самолет всё сделал за него. А еще, когда только это случилось, он давал интервью и говорил, что они не понимают, почему самолет стал снижаться. Он даже этого не знает, элементарных вещей, потому что самолет стал сам себя спасать, — рассказал MSK1.RU Литвинов.
Все профессионалы, которые знают, что там произошло, считают его не героем, а разгильдяем.
— Вначале он говорит так, потом он говорит по-другому, потом он по-третьему, он по ситуации ориентируется. И теперь вот он настолько вошел в свою «геройскую» роль, что выдумывает на ходу, — добавил Литвинов, комментируя слова Юсупова про неубранное шасси.
«Он понимал, что двигатели в любую секунду могут остановиться»
Автор самого популярного YouTube-канала об авиации на русском языке Игорь Зырянов, в свою очередь, призвал не отходить от формулировок, прописанных в отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
— Я не авиаэксперт, я лишь беру и читаю МАК, а МАК нам говорит, что экипаж действовал непрофессионально и просто уронил самолет в кукурузу. Но если бы он действовал профессионально, выполнил все обязательные процедуры и продолжил полет, еще неизвестно, чем бы всё закончилось, — объяснил Зырянов MSK1.RU
Так что чудо, а именно чудо на кукурузном поле, в итоге спасло всех.
А заслуженный пилот РФ Юрий Сытник полагает, что попытка продолжить взлет после попадания птиц в двигатели могла плачевно закончиться.
— Я с Дамиром Юсуповым говорил на эту тему: спросил у него, почему он именно такое решение принял. Он ответил мне, что в момент инцидента понял, что резко падает тяга как и в одном, так и в другом двигателе. Впоследствии это подтвердилось расследованием МАК. Он понимал, что двигатели в любую секунду могут остановиться. Поэтому он принял
решение, увидел эту ровную площадку под собой и начал туда, на эту площадку пристраивать самолет, — заметил Сытник в разговоре с MSK1.RU
Получилось, что они родились в рубашках. Господь погладил их по голове — пилотов и всех пассажиров, которые были на борту.
— Я считаю, что в той ситуации Дамир поступил правильно: все живы. Рассуждать, что можно было так сделать, можно было не так — не стоит. А что, если бы он принял решение садиться на полосу, начал разворачиваться, а двигатель потерял бы еще больше тяги, рабочий двигатель и загорелся? Как бы тогда сейчас все говорили? — дополнил Сытник.
Мы подробно разобрали отчет МАК, опубликованный тогда в телеграм-каналах. Так, экс-конструктор опытно-конструкторского бюро Вадим Лукашевич отметил, что пилоты наделали ошибок. Позднее пилот Дмитрий Паловкин еще раз разобрал их полет и рассказал, были ли другие варианты у экипажа «Уральских авиалиний» и можно ли было избежать столкновения с птицами.
Спустя пять лет после легендарного рейса весь экипаж продолжает работать в «Уральских авиалиниях». Посмотрите, как изменилась их жизнь, а также как сложилась судьба пассажиров.