С самого появления сервисов аренды электросамокатов в Екатеринбурге не утихают гневные споры о том, как они мешают. Раньше главным источником гнева пешеходов были велосипедисты, но самокатчики переплюнули и их.
Урбанист Алексей Кофман регулярно пишет о несовершенствах транспорта, маршрутной сети и в целом дорожного движения в городе. Теперь он предложил вариант, который должен положить конец вражде между теми, кто ходит пешком, и теми, кто передвигается на двух колесах. Вот только автомобилисты лишатся полос для движения. Подробнее — в его колонке.
Посмотрел тут фото с депутатской прогулки, обратите внимание на узкий тротуар на 8 Марта, где пешеходы, велосипедисты и самокатчики физически не помещаются. Что здесь сделаешь? Узкий тротуар. Как решать проблему?
А вы знаете, что в этом месте излишне широкое? Проезжая часть. Смотрите, на этот участок фактически автомобили въезжают только с одной полосы, а проезжая часть в сторону Малышева имеет ширину 2,5 полосы, а потом расширяется до 4. Поэтому здесь никогда не бывает пробок.
Во всех городах, которые решают проблему, в таких местах делают велополосы. Если сделать, то и машины не пострадают, и потоки пешеходов и самокатчиков получится развести. Кстати, здесь влезет даже двусторонняя полоса.
Мы предлагаем использовать этот участок как пилотный.
Ведь за всю историю, сколько администрация Екатеринбурга обсуждает проблему самокатов, ни разу не попробовали сделать ни одной велополосы.
Пора уже не только говорить, но начать действовать.
Предложение по созданию пилотного участка велополосы
В Екатеринбурге есть выделенные велодорожки, которые делаются при новом строительстве и реконструкциях, а также разметка для велосипедов и самокатов на широких тротуарах. Но в некоторых местах тротуары узкие и при этом есть избыточная ширина проезжей части. Обычно в таких случаях размечают велополосу на проезжей части, но в Екатеринбурге такого опыта еще нет.
Предлагаем выбрать пилотный отрезок и в качестве эксперимента в этом году реализовать на нем велополосу на проезжей части.
Какие вопросы это поможет прояснить:
Как быстро можно разработать и согласовать проект организации дорожного движения для подобной велополосы на отрезке улицы.
Сколько стоит подобное изменение.
Реально ли привлечь внешнее финансирование на реализацию велополосы, например, смогут ли помочь сервисы проката самокатов.
Насколько эффективна такая велополоса: упорядочит ли она движение велосипедов и самокатов.
Как такое решение повлияет на движение автомобилей и общественного транспорта.
Какие отзывы будут у городской общественности: пешеходов, велосипедистов, автомобилистов.
Насколько долговечны будут конструкции, используемые при ее создании.
Насколько эффективной будет уборка велополосы.
Выбор участка
Нам требуется участок в центре (у всех на виду), с достаточной шириной проезжей части и узкими тротуарами, при этом удобно вписывающийся в существующие велосипедные маршруты. Велополосу будет проще будет реализовать, если на участке не будет остановок общественного транспорта.
Один из таких участков — улица 8 Марта от Радищева до станции метро «Площадь 1905 года».
Этот участок находится на популярном велосипедном маршруте по улице 8 Марта, при этом велосипедное движение комфортно только с восточной стороны улицы, где рядом с дендрарием есть широкий тротуар с велосипедной частью, а через улицу Куйбышева есть наземный переход. С западной части тротуары узкие, а перехода через Куйбышева нет.
Между Радищева и Малышева тротуары узкие и переполненные с обеих сторон улицы.
Между улицами Малышева и Ленина с восточной стороны тротуар более-менее широкий, но ближе к Ленина расположены парковки, остановка автобуса и вход в метро.
Ширина проезжей части улицы 8 Марта в районе пересечения с Радищева с северной стороны примерно 17 метров, что достаточно для размещения 5 полос движения для автомобилей. В сторону Гринвича перед перекрестком размечены три полосы. А в сторону Малышева после перекрестка места достаточно более чем для двух полос.
При этом заезжают на участок со стороны цирка, как правило, автомобили только с правой полосы, при интенсивном движении практически вся левая полоса стоит на поворот налево.
Вдоль квартала ширина улицы сохраняется, а перед пересечением с Малышева расширяется. Улицу Малышева в сторону Ленина пересекают уже 4 полосы движения.
Из-за того, что на участок въезжает одна полоса движения, а выезжает четыре, здесь практически никогда нет пробок. Парковка здесь также запрещена.
Поскольку при движении от Радищева до Малышева транспорт заезжает с одной полосы, а ширины достаточно более чем для двух полос, можно считать что здесь имеется избыточная ширина проезжей части, которая в полной мере не используется.
Мы видим на этом участке узкие тротуары, избыточную ширину проезжей части, отсутствие остановок общественного транспорта, также он является частью популярного веломаршрута, то есть выполняются все условия для создания здесь выделенной велополосы.
Также по генеральному плану Екатеринбурга до 2045 года на этом участке предполагается создание велоинфраструктуры.
Предлагаемое решение по велополосе
Нужно организовать по восточной стороне улицы 8 Марта двустороннюю велополосу шириной в три метра с буферной полосой. Ее можно отделить от проезжей части разметкой со столбиками, делиниаторами или другими быстровозводимыми конструкциями.
При этом автомобили от цирка в прямом направлении будут двигаться в прямом направлении с правой полосы, а с левой только налево. Количество полос в направлении цирка сохраняется.
На пересечении с улицей Малышева предлагаем реализовать велопереезд (разметка 1.15). Количество полос автомобилей, пересекающих улицу Малышева в направлении Ленина, сохраняется за счет использования излишней ширины проезжей части на встречном направлении.
Поскольку между улицами Малышева и Ленина также имеется значительная излишняя ширина проезжей части, здесь можно продолжить велополосу и сохранить парковку — параллельную или под углом, которая будет отделять велополосу от двигающихся автомобилей.
Дальше на участке между Малышева и Ленина располагается автобусная остановка, поэтому, чтобы не усложнять схему движения, предлагаем завершить пилотный участок, дав велосипедистам и самокатчикам возможность переместиться обратно на тротуар в районе первого заезда на прилегающую территорию.
Преимущества решения
Разметка велополосы не уменьшает пропускную способность улицы, так размещается после узкого перекрестка, на котором прямо проезжает только одна полоса автомобилей.
Полоса безопасна, так как отделяется от автомобильных полос буферной разметкой и столбиками или делиниаторами, а велосипедисты и самокатчики не угрожают пешеходам.
Полосу удобно чистить, так как она имеет ширину три метра.
Решение помогает отработать вариант размещения велополос за счет излишней ширины проезжей части, позволит оценить, насколько применим такой опыт в наших условиях.
Для реализации могут быть использованы внебюджетные источники: местный бизнес, общественные организации, сервисы проката самокатов.
Ниже — примеры из других городов.
Согласны с автором?
Недавно в центре Екатеринбурга установили знаки, запрещающие проезд электросамокатов. Что на это отвечают сами самокатчики, читайте по ссылке. Ранее мы также тестировали, работают ли на практике ограничения для прокатных самокатов.
Один из сервисов проката самокатов стал тестировать водителей на трезвость. К сожалению, пока ни одна мера не спасла от аварий и других несчастных случаев. Громкая история последних дней — два парня на электросамокатах сбили бабушку, которая приехала в Екатеринбург из Питера. Теперь она в больнице, ей будут делать операцию.
Все новости о кикшеринговых самокатах, а также о связанных с ними проблемах мы собираем в специальном разделе.