В Екатеринбурге вот-вот стартует транспортная реформа — трамваи и троллейбусы начнут работать по-новому уже с 1 августа. Самым главным изменением, вызывающим у кого-то опасения, у кого-то — надежды, станут брутто-контракты. Они нужны для того, чтобы транспорт ездил по расписанию, а не только в час пик, когда водители устраивают гонки на остановках, чтобы взять побольше пассажиров.
Переходить на новую систему будут поэтапно: за троллейбусами и трамваями через какое-то время подтянутся автобусы. Общая стоимость всех преобразований, по подсчетам специалистов, составит 13 миллиардов рублей.
Е1.RU собрал в 6 карточках основную информацию о реформе, которую для нас готовили несколько месяцев.
- Перейдем на брутто-контракты
- Купят новые автобусы
- Кондукторы будут нужны всё реже
- Станет больше выделенок
- Станет больше платных парковок
- Какие есть вопросы к новой реформе
Перейдем на брутто-контракты
Это произойдет уже в августе и коснется всех маршрутов. Деньги перевозчикам будут платить за качественное выполнение работы, а не за число перевезенных пассажиров. Два основных показателя, за которыми будут следить, — график движения и регулярность его соблюдения.
Брутто-модель — система, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а мэрия оплачивает выполнение рейсов по маршрутам.
С переходом на брутто-контракты перед перевозчиками будет стоять задача совершать необходимое число рейсов, прописанное в техническом задании. Следить за этим будет специально созданный Центр управления перевозками.
Первый такой контракт мэрия уже разместила на портале госзакупок: за обслуживание двух маршрутов Гортрансу собираются заплатить 115,4 миллиона. Речь идет о троллейбусах № 25 и 36.
Купят новые автобусы
Цель — приобрести 400 автобусов. Перевозчиков обяжут обновить парк техники, это будет происходить поэтапно, в течение пары лет. Вице-мэр Екатеринбурга Рустам Галямов считает, что здесь поможет система лизинга под муниципальный контракт. По его мнению, проблем с одобрением рассрочек на закупку техники не возникнет.
Кондукторы будут нужны всё реже
Дополнительно установят бесконтактные валидаторы для оплаты проезда в имеющихся вагонах и салонах транспорта, где их сейчас нет.
Так, весной в старых трамваях Екатеринбурга начали тестировать устройства от российского производителя, которые легко узнать по синему цвету. Но этот процесс не обходится без сложностей.
Станет больше выделенок
Количество выделенных полос для автобусов и троллейбусов за два года увеличат, добавив к существующим 17 (это 23 километра) еще 42 участка на 20 километров. Получится двукратное увеличение приоритета.
Обособлять будут и трамвайные линии — те, что строятся, и те, что уже есть. При этом будут использовать бордюрные камни и столбики-делиниаторы.
Станет больше платных парковок
Число платных парковочных мест уже увеличили до 2,9 тысячи, и Рустам Галямов считает, что в перспективе их может стать 17 тысяч. Деньги, которые будут собираться, пойдут на ремонт городских дорог.
Также станет больше мест, где будет запрещена стоянка. Но платного въезда в центр Екатеринбурга точно не будет.
Какие есть вопросы к новой реформе
Во-первых, деньги на реформу будут поступать из городского и областного бюджетов, но работать по брутто-контрактам дороже, чем отдавать выручку с билетов. Об этом говорит опыт наших соседей из Перми. Да и каждую копейку в бюджетах просчитывают еще на стадии их формирования. Откуда взялся большой кошелек для перевозчиков и надолго ли его хватит — на эти вопросы ответов нет.
Во-вторых, непонятно, как с брутто-контрактами справятся перевозчики, привыкшие выполнять 50–60% рейсов от количества, прописанного в муниципальных контрактах. Кадровый и технический кризис затронул и коммерческие фирмы, которые еще летом 2023-го жаловались, что им приходится выживать. Есть сомнения, что транспортные предприятия смогут в одночасье мобилизоваться и выполнять те 80–100% рейсов, которые от них ждут. Переход на новый принцип работы будет долгим и трудным.
В-третьих, понадобится дополнительный контроль за исполнением контрактов. Больше денег — больше ответственности. В идеале властям нужно будет принять ряд драконовских мер — например, внести недобросовестные транспортные фирмы в черные списки. Сегодня перевозчиков наказывают за срыв рейсов, но эти меры почти не помогают, поскольку суммы штрафов незначительные. Из-за этого в городе, по сути, работают только популярные, раскрученные направления, где много пассажиров, а социальные рейсы, ведущие в отдаленные районы, перевозчики нередко просто бросают. Так возникают истории с маршрутами-призраками, которые на бумаге есть, а фактически не обслуживаются.