В Екатеринбурге завершился очередной «Иннопром». Каждый год на выставке презентуют новые модели общественного транспорта: некоторые из них несколько лет подряд выставляют как экспонаты, но далеко не все новинки автопрома, которыми из года в год хвастают производители, в итоге выходят на улицы города. В этом обзоре мы решили вспомнить про трамваи, автобусы и электробусы, которые обещали Екатеринбургу, но которых он так и не увидел.
«Айфон на колесах»
Пожалуй, самая запоминающаяся мечта «Иннопрома», которая не сбылась, — это «айфон на колесах». Трамвай R1 из будущего впервые показали на выставке в 2014 году. Точнее это был даже не трамвай, а лишь концепт кузова без колес и двигателя.
И всё же вагон пообещали через несколько лет вывести на улицы Екатеринбурга (да не один, а сразу пятьдесят!). На презентацию позвали Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост премьер-министра. «Айфон на колесах» был, наверное, самым амбициозным проектом Уралтрансмаша, но в итоге трамвай так и не запустили в массовое производство.
Окончательно крест на этом чудо-трамвае поставили в 2019 году. Глава Уралвагонзавода Александр Потапов заявил, что R1 навсегда останется нереализованным проектом, объяснив это вопросами к безопасности вагона. В 2021 году его отправили в Музей транспорта в Москве.
Ретротрамваи для Петербурга
Отказавшись от футуристичного дизайна, дизайнеры Уралтрансмаша переключились на ретростиль. В 2022 году завод презентовал на «Иннопроме» модели трамваев «Петроградка» и «Коломна», которые были стилизованы под подвижной состав 50–60-х годов ХХ века. Новинки очень впечатлили уральцев своим внешним видом. Только вот поводов для радости было мало: трамваи разработали специально для Санкт-Петербурга. Всего было выпущено больше 50 вагонов — двухсекционных «Петроградок» и трехсекционных «Коломн».
Позже, в 2023 году, местный производитель занялся выпуском ретротрамваев еще одной модели, которую назвали в честь писателя Достоевского — и это тоже заказ для Питера. До конца 2024 года Уралтрансмаш должен поставить для Северной столицы 76 вагонов.
В длину состав достигает 26 метров, он способен проходить крутые повороты в историческом центре Санкт-Петербурга. В трамвае установлено прозрачное интерактивное окно-экран. Через него пассажиры могут не просто любоваться видами города, но и получать информацию о достопримечательностях, мимо которых проезжают. Вагон оборудован системой безопасности, которая может самостоятельно тормозить и следить за состоянием водителя.
И всё же это не помогло избежать происшествий — в апреле 2024 года во время технологической обкатки в Петербурге один из вагонов сбил пешеходов. Пострадали три человека, одна женщина через несколько дней скончалась в больнице, сообщали наши коллеги из «Фонтанки».
Екатеринбург, где производят классную новинку, наслаждался «Достоевским» только несколько дней, пока шел «Иннопром». И то — чтобы прокатиться на новеньком вагоне, обычным горожанам пришлось записываться на поездку заранее. Корреспонденты E1.RU одними из первых смогли протестировать ретротрамвай.
Главный конструктор гражданской продукции Дмитрий Буньков отметил, что такой трамвай можно спокойно адаптировать для Екатеринбурга, только вот таких заказов от властей нашего города давно не поступало.
Электробус «Генерал»
Кроме «Достоевского», в дни «Иннопрома-2024» в Екатеринбурге тестировали новый электробус под названием «Генерал». Его создала компания «ПК Транспортные системы» на базе троллейбуса «Адмирал».
От предшественника на крыше у «Генерала» остались рога, с помощью которых он может подключиться к контактной сети. На одном заряде аккумулятора электробус может проехать 100 километров, вместимость салона — 90 пассажиров. Внутри есть розетки для подзарядки гаджетов, а на крыше — красивая подсветка. Машину собрали из запчастей производства России и Китая.
«Генерал» уже обкатали в Курске, Нижнем Тагиле, Тольятти и Череповце — Екатеринбург стал первым городом-миллионником в этом перечне. Глава транспортного комитета города Игорь Ощепков ранее говорил: если машина хорошо зарекомендует себя, то ее рассмотрят как вариант для обновления парка общественного транспорта.
После обкатки во время «Иннопрома» власти всё же решили выпустить «Генерала» на один из городских маршрутов, но о покупке машины для города речи пока не идет.
Трамвай «Невский»
Еще один вид электротранспорта, который представил разработчик «ПК Транспортные системы», — трехсекционный вагон модели 71–932 «Невский». Его презентовали на «Иннопроме» в 2023 году.
Трамвай на 90% сделан из российских комплектующих. В салоне есть кондиционеры, бесконтактные валидаторы, USB-розетки и мониторы, на которые выводится информация о достопримечательностях города. Такой транспорт может обходиться без разворотного кольца, вагон имеет двери с двух сторон и две кабины, а также способен двигаться в оба направления.
Модель 71–932 выпускается также в односекционных и двухсекционных вариантах. Самый длинный трехсекционный трамвай способен вместись 205 пассажиров.
Представители завода рассказывали, что модель была разработана (опять же) для Санкт-Петербурга, и речи о том, чтобы вывести его на улицы Екатеринбурга, даже не было.
Автобус Citymax 9
Второй год подряд на «Иннопроме» представляют модный автобус Citymax 9 от группы компаний «Современные транспортные технологии». Его салон рассчитан на 77 пассажиров, но есть варианты планировки на 84 человека. Большая часть мест — стоячие, а у дверей есть просторная площадка, это ускоряет посадку и высадку пассажиров.
Все сиденья в автобусе крепятся к боковым стенкам, и крепежи не мешают ногам пассажиров. За счет этого удалось сделать широкие проходы, что удобно в часы пик, когда в салоне теснота.
Кроме того, у автобуса низкий пол, широкие двери и большая площадь остекления. Он оснащен валидаторами и кондиционерами. Двигатели дизельные или газовые, коробка — автоматическая. Такие автобусы уже ездят по Нижнему Новгороду, пробную партию отправляли в Челябинск, но на улицы Екатеринбурга машина пока так и не вышла.
Какую из этих машин вы бы больше всего хотели увидеть на улицах города?
Это далеко не все образцы общественного транспорта, выставленные в разные годы на «Иннопроме». Были в длинном перечне и низкопольные маршрутки от ГАЗа, и мини-электробус Gazelle e-City на 14 человек, и много чего еще интересного. Подробнее об экспонатах, выставленных в 2024 году, мы рассказывали в нашем недавнем обзоре.
Справедливости ради отметим транспорт, который всё же сошел с павильонов выставки на реальные дороги. Это, к примеру, красный троллейбус от «Синары», который компания подарила Екатеринбургу на его 300-летие, голубые белорусские троллейбусы, которые также появились в городе к юбилею, и новая «Ласточка», которая разгоняется до 160 км/ч. Ее прозвали «Финист». Скоростная электричка вышла в свой первый рейс уже в декабре 2023 года, но без эксцессов не обошлось. Так, спустя всего пару дней после запуска «Финист» сломался в пути.