Старенькие «Татры» в Екатеринбурге хотят отправить на пенсию, а городу обещают купить новые вагоны. О модернизации трамвайной сети говорили на «Иннопроме» 9 июля. Гендиректор компании «Мовиста», которая строила ветку в Верхнюю Пышму, попросил финансово поддержать эту идею у премьера Михаила Мишустина, а тот пообещал дать поручение. Что это значит для Екатеринбурга и пассажиров? E1.RU спросил напрямую у Алексея Зотова.
Алексей Зотов — генеральный директор группы компаний «Мовиста Регионы». Она занимается поставкой новых трамваев и модернизацией сетей в регионах России. На Урале она завершила проект ветки Екатеринбург — Верхняя Пышма и планирует продолжить работу в Свердловской области.
Кому принадлежит «Мовиста»?
Бенефициарами группы компаний «Мовиста» называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандара Махмудова (ООО «Группа Мовиста» принадлежит ООО «МПК», 20% которого — у компании «Виолан» Махмудова, еще 20% — у «Элариума» Бокарева). Им также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг».
Андрей Бокарев до марта 2022 года входил в совет директоров УГМК, в рейтинге богатейших бизнесменов России Forbes от 2023 года он занимает 47-е место с активами в 2,7 миллиарда долларов. Искандар Махмудов в марте 2022 года тоже вышел из совета директоров УГМК и перестал быть контролирующим бенефициаром холдинга. В рейтинге Forbes он занимает 21-ю строчку с активами в 7,3 миллиарда долларов.
«Львята» поедут по Екатеринбургу?
— Трамваи «Львенок» поедут дальше по Екатеринбургу? Планируете ли развивать маршруты в других районах города?
— Мы подали свою частную концессионную инициативу о том, чего мы хотим, и готовы к этому. Сейчас с правительством Свердловской области мы обсуждаем возможность реализации большого инфраструктурного проекта. В Екатеринбурге сделана достаточно большая проработка. Если будет поддержка правительства Российской Федерации, то надеемся, что проект реализуем.
Речь о модернизации 35 километров путей, строительстве депо, тяговых подстанций и о поставке приблизительно 80 новых трамваев (60 трехсекционных для Екатеринбурга и 20 двухсекционных для Верхней Пышмы). Проект будет очень эффективен и полезен для города, потому что даст новый толчок к развитию не только трамвайной сети, но еще и к благоустройству города вокруг этой сети: это новое освещение, новые остановки.
— В какой район поедут новые трамваи?
— Пока не могу сказать точно, мы обсуждаем различные варианты проекта.
— Мы писали, что «Мовиста» готова стать концессионером для проекта в Академическом. Эти планы в силе?
— Мы конкретный район будем обсуждать после того, как будет принято решение о запуске проекта. Главное слово здесь за городом, который скажет, где правильнее реализовывать проект. Мы же можем посчитать и спрогнозировать пассажиропоток, возможность убрать дублирующие маршруты, потому что всё равно придется пересматривать маршрутную сеть, перераспределять высвободившийся транспорт на другие маршруты.
Надеемся, что это будет такой эффект «вау».
— Трамвай между Екатеринбургом и Верхней Пышмой ездит уже два года. Насколько нужным оказался этот маршрут?
— Показатели растут. За два года эксплуатации около трех миллионов пассажиров было перевезено по маршруту Верхняя Пышма — Екатеринбург. Поверьте мне, это очень большие цифры. Мы сделали аналитику — сравнили прошлый год (первое полугодие) и начало 2024 года. И получили +65% к пассажиропотоку. Это означает, что маршрут полюбился горожанам, стал удобен. В нём стало приятно ездить.
— А каким должен быть максимум у пассажиропотока? Есть к чему стремиться?
— Сейчас мы себе ставим планку 200 тысяч пассажиров в сутки перевезти на этом подвижном составе (при простом умножении получается 73 миллиона человек за год. — Прим. ред.).
— Что для этого нужно? Отменить автобусы?
— Ничего не нужно отменять. Нужно, чтобы пассажиры пришли в трамвай, сели и поехали, заплатили за проезд. Мы стараемся, чтобы маршрут был удобным пассажирам. Сейчас «Львенок» показывает точность соблюдения расписания в 99%. Вы можете увидеть расписание наших трамваев по каждой остановке и быть уверены на 100%, что именно в это время трамвай подойдет.
— За счет чего удалось это сделать? В Екатеринбурге не удается пока сделать то же с другими трамваями.
— Здесь комплексное решение. Во-первых, новый подвижной состав, новый путь, новые депо. Конечно же, люди, которые работают в депо и ведут этот замечательный трамвай. Плюс система — цифровая платформа, которая позволяет управлять движением «Львят», видеть, что происходит на линии и быстро реагировать на любые изменения, которые могут быть на маршруте.
Еще одна трамвайная ветка в Верхней Пышме
— В Верхней Пышме уже есть свое депо. Планируете ли еще строительство там трамвайной инфраструктуры в перспективе?
— Мы сейчас обсуждаем с правительством Свердловской области возможность продления ветки вглубь Верхней Пышмы, потому что депо было спроектировано и построено с возможностью развития для обслуживания до 30 трамваев. Это значит, что у нас есть потенциал поставить в город еще 19 трамваев для того, чтобы соединить сам центр города, кольцо с Екатеринбургом. Это будет невероятный прорыв.
— Новые трамвайные пути могут быть проложены вглубь Верхней Пышмы?
— Развитие трамвайной сети по самому городу возможно. Мы сейчас обсуждаем с Верхней Пышмой, со Свердловской областью возможность участия и той и другой стороны в этом проекте. Мы как инфраструктурный инвестор готовы обсуждать этот вопрос. Но здесь очень важна позиция правительства Российской Федерации. Мы хотели бы, чтобы оно нас поддержало и мы могли дальше масштабировать проекты.
— Каких изменений ждать на существующем маршруте?
— В ближайшее время, надеюсь, увидите решение, когда вы, зайдя в трамвай, можете бесконтактно, не касаясь валидатора, оплатить свой проезд. Пометить начальную и конечную точки, и с привязанной карты у вас будет списание денежных средств. Вы получите чек на свой телефон. Современные технологии!
— Сейчас пассажиры «Львят» не получают билеты, когда оплачивают проезд. Как вы боретесь с зайцами?
— Количество безбилетных пассажиров на этом маршруте — около 9%. Это существенно меньше, чем, например, на автобусных маршрутах в других городах. Мы можем точно отследить цифры, потому что у нас есть датчики входящих и выходящих пассажиров.
Благодаря этим данным работает наша система «Контролер», это искусственный интеллект, который позволяет прогнозировать, на какой остановке, в какой промежуток времени, в какой день недели в трамвай потенциально войдут безбилетные пассажиры. Так что в нужное время мы можем отправлять на маршрут контролеров.
— Искусственный интеллект в одиночку поможет победить безбилетников?
— Пока штраф за безбилетный проезд составляет 100 рублей. К сожалению, всегда есть желание пользоваться безбилетным проездом. Но, если штраф будет повышен, я думаю, это будет совместно с контролерами стимулировать к стопроцентной оплате.
Как прокладывают рельсы в других городах
— Чего ждете от «Иннопрома»? Поможет ли он начать новые проекты?
— На «Иннопроме» мы прежде всего показываем реализованные проекты. Это фактически новая транспортная система, которая позволяет совершенно по-другому посмотреть на такой вид транспорта, как трамвай. В Липецке, Курске, Перми, Ярославле мы находимся в стадии стройки. Модернизируются пути, тяговые подстанции, депо, ставится современный подвижной состав. По некоторым маршрутам запущено тестовое движение.
— А почему не получилось начать концессию в Самаре?
— Почему не получилось? Просто в Самаре произошла смена руководства региона, новые руководители по-новому решили посмотреть на проект. Мы сейчас для них готовим новые предложения, как это можно сделать. У нас все документы, все материалы посчитаны, просто новым людям нужно время, чтобы вникнуть в проект.
— Почему «Мовисте» интересны эти проекты? Ведь с точки зрения бизнеса они очень медленно окупаются.
— Это проект, который имеет государственный масштаб. Он направлен на модернизацию городов, предоставление нового качества жизни. Это комфорт для пассажиров, поэтому, конечно же, партнеры наши здесь — федеральное правительство, местные власти. Они тоже участвуют в реализации этого проекта. Да, срок окупаемости длительный, но это выглядит приблизительно как ипотека, только в транспортной сфере.
Мы совместно с корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и с федеральным правительством инвестируем в этот проект, строим, проектируем, ставим подвижной состав. И дальше уже субъект начинает платить за это транспортное решение: 15, 20, 25 лет — фиксированные платежи каждый год. Окупается долго, да, но зато продукт получаете сразу.
Ну а пока, несмотря на гору обещаний, по Екатеринбургу по-прежнему ходят трамваи Tatra, выпущенные еще во времена Советского Союза. Всего в парках содержатся 448 вагонов, средний возраст которых составляет 38 лет. В изношенном состоянии находится и парк троллейбусов.
С начала 2024 года городские власти стали говорить о грядущей масштабной транспортной реформе. Ее стоимость оценивают примерно в 13 миллиардов рублей. Часть денег направят на закупку нового подвижного состава. Мы собрали основные тезисы реформы.
А историю строительства трамвайной ветки в Верхнюю Пышму можно прочитать на отдельной странице E1.RU.