Дороги и транспорт Иннопром Трамвай в Верхнюю Пышму интервью «Это выглядит как ипотека». Рассказываем схему, по которой купят 60 новых трамваев для Екатеринбурга

«Это выглядит как ипотека». Рассказываем схему, по которой купят 60 новых трамваев для Екатеринбурга

Когда план сработает, вместо старых «Татр» по улицам пустят современные вагоны

По планам, старые чешские трамваи наконец-то исчезнут с улиц Екатеринбурга
Источник:

Старенькие «Татры» в Екатеринбурге хотят отправить на пенсию, а городу обещают купить новые вагоны. О модернизации трамвайной сети говорили на «Иннопроме» 9 июля. Гендиректор компании «Мовиста», которая строила ветку в Верхнюю Пышму, попросил финансово поддержать эту идею у премьера Михаила Мишустина, а тот пообещал дать поручение. Что это значит для Екатеринбурга и пассажиров? E1.RU спросил напрямую у Алексея Зотова.

Алексей Зотов — генеральный директор группы компаний «Мовиста Регионы». Она занимается поставкой новых трамваев и модернизацией сетей в регионах России. На Урале она завершила проект ветки Екатеринбург — Верхняя Пышма и планирует продолжить работу в Свердловской области.

Фрагмент репортажа о развитии трамвайного движения в Екатеринбурге и Верхней Пышме
Источник:

Кому принадлежит «Мовиста»?

Бенефициарами группы компаний «Мовиста» называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандара Махмудова (ООО «Группа Мовиста» принадлежит ООО «МПК», 20% которого — у компании «Виолан» Махмудова, еще 20% — у «Элариума» Бокарева). Им также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг».


Андрей Бокарев до марта 2022 года входил в совет директоров УГМК, в рейтинге богатейших бизнесменов России Forbes от 2023 года он занимает 47-е место с активами в 2,7 миллиарда долларов. Искандар Махмудов в марте 2022 года тоже вышел из совета директоров УГМК и перестал быть контролирующим бенефициаром холдинга. В рейтинге Forbes он занимает 21-ю строчку с активами в 7,3 миллиарда долларов.

«Львята» поедут по Екатеринбургу?

Трамваи «Львенок» поедут дальше по Екатеринбургу? Планируете ли развивать маршруты в других районах города?

— Мы подали свою частную концессионную инициативу о том, чего мы хотим, и готовы к этому. Сейчас с правительством Свердловской области мы обсуждаем возможность реализации большого инфраструктурного проекта. В Екатеринбурге сделана достаточно большая проработка. Если будет поддержка правительства Российской Федерации, то надеемся, что проект реализуем.

Речь о модернизации 35 километров путей, строительстве депо, тяговых подстанций и о поставке приблизительно 80 новых трамваев (60 трехсекционных для Екатеринбурга и 20 двухсекционных для Верхней Пышмы). Проект будет очень эффективен и полезен для города, потому что даст новый толчок к развитию не только трамвайной сети, но еще и к благоустройству города вокруг этой сети: это новое освещение, новые остановки.

В какой район поедут новые трамваи?

— Пока не могу сказать точно, мы обсуждаем различные варианты проекта.

Алексей Зотов рассказывал на «Иннопроме», как развивают трамвайные сети в России
Источник:
Компания предлагает модернизировать 35 километров рельсов в Екатеринбурге
Источник:

Мы писали, что «Мовиста» готова стать концессионером для проекта в Академическом. Эти планы в силе?

— Мы конкретный район будем обсуждать после того, как будет принято решение о запуске проекта. Главное слово здесь за городом, который скажет, где правильнее реализовывать проект. Мы же можем посчитать и спрогнозировать пассажиропоток, возможность убрать дублирующие маршруты, потому что всё равно придется пересматривать маршрутную сеть, перераспределять высвободившийся транспорт на другие маршруты.

Надеемся, что это будет такой эффект «вау».

Трамвай между Екатеринбургом и Верхней Пышмой ездит уже два года. Насколько нужным оказался этот маршрут?

— Показатели растут. За два года эксплуатации около трех миллионов пассажиров было перевезено по маршруту Верхняя Пышма — Екатеринбург. Поверьте мне, это очень большие цифры. Мы сделали аналитику — сравнили прошлый год (первое полугодие) и начало 2024 года. И получили +65% к пассажиропотоку. Это означает, что маршрут полюбился горожанам, стал удобен. В нём стало приятно ездить.

А каким должен быть максимум у пассажиропотока? Есть к чему стремиться?

— Сейчас мы себе ставим планку 200 тысяч пассажиров в сутки перевезти на этом подвижном составе (при простом умножении получается 73 миллиона человек за год. — Прим. ред.).

Что для этого нужно? Отменить автобусы?

— Ничего не нужно отменять. Нужно, чтобы пассажиры пришли в трамвай, сели и поехали, заплатили за проезд. Мы стараемся, чтобы маршрут был удобным пассажирам. Сейчас «Львенок» показывает точность соблюдения расписания в 99%. Вы можете увидеть расписание наших трамваев по каждой остановке и быть уверены на 100%, что именно в это время трамвай подойдет.

За счет чего удалось это сделать? В Екатеринбурге не удается пока сделать то же с другими трамваями.

— Здесь комплексное решение. Во-первых, новый подвижной состав, новый путь, новые депо. Конечно же, люди, которые работают в депо и ведут этот замечательный трамвай. Плюс система — цифровая платформа, которая позволяет управлять движением «Львят», видеть, что происходит на линии и быстро реагировать на любые изменения, которые могут быть на маршруте.

«Львята» могут появиться на маршрутах в Екатеринбурге
Источник:

Еще одна трамвайная ветка в Верхней Пышме

В Верхней Пышме уже есть свое депо. Планируете ли еще строительство там трамвайной инфраструктуры в перспективе?

— Мы сейчас обсуждаем с правительством Свердловской области возможность продления ветки вглубь Верхней Пышмы, потому что депо было спроектировано и построено с возможностью развития для обслуживания до 30 трамваев. Это значит, что у нас есть потенциал поставить в город еще 19 трамваев для того, чтобы соединить сам центр города, кольцо с Екатеринбургом. Это будет невероятный прорыв.

Новые трамвайные пути могут быть проложены вглубь Верхней Пышмы?

— Развитие трамвайной сети по самому городу возможно. Мы сейчас обсуждаем с Верхней Пышмой, со Свердловской областью возможность участия и той и другой стороны в этом проекте. Мы как инфраструктурный инвестор готовы обсуждать этот вопрос. Но здесь очень важна позиция правительства Российской Федерации. Мы хотели бы, чтобы оно нас поддержало и мы могли дальше масштабировать проекты.

Каких изменений ждать на существующем маршруте?

— В ближайшее время, надеюсь, увидите решение, когда вы, зайдя в трамвай, можете бесконтактно, не касаясь валидатора, оплатить свой проезд. Пометить начальную и конечную точки, и с привязанной карты у вас будет списание денежных средств. Вы получите чек на свой телефон. Современные технологии!

Оплачивать проезд во «Львятах» скоро можно будет без валидаторов — деньги спишут после нажатия кнопки в смартфоне
Источник:

Сейчас пассажиры «Львят» не получают билеты, когда оплачивают проезд. Как вы боретесь с зайцами?

— Количество безбилетных пассажиров на этом маршруте — около 9%. Это существенно меньше, чем, например, на автобусных маршрутах в других городах. Мы можем точно отследить цифры, потому что у нас есть датчики входящих и выходящих пассажиров.

Благодаря этим данным работает наша система «Контролер», это искусственный интеллект, который позволяет прогнозировать, на какой остановке, в какой промежуток времени, в какой день недели в трамвай потенциально войдут безбилетные пассажиры. Так что в нужное время мы можем отправлять на маршрут контролеров.

Искусственный интеллект в одиночку поможет победить безбилетников?

— Пока штраф за безбилетный проезд составляет 100 рублей. К сожалению, всегда есть желание пользоваться безбилетным проездом. Но, если штраф будет повышен, я думаю, это будет совместно с контролерами стимулировать к стопроцентной оплате.

Гендиректор ГК «Мовиста Регионы» ответил нам, что означает для Екатеринбурга новый проект модернизации трамвайной сети
Источник:

Как прокладывают рельсы в других городах

Чего ждете от «Иннопрома»? Поможет ли он начать новые проекты?

— На «Иннопроме» мы прежде всего показываем реализованные проекты. Это фактически новая транспортная система, которая позволяет совершенно по-другому посмотреть на такой вид транспорта, как трамвай. В Липецке, Курске, Перми, Ярославле мы находимся в стадии стройки. Модернизируются пути, тяговые подстанции, депо, ставится современный подвижной состав. По некоторым маршрутам запущено тестовое движение.

А почему не получилось начать концессию в Самаре?

— Почему не получилось? Просто в Самаре произошла смена руководства региона, новые руководители по-новому решили посмотреть на проект. Мы сейчас для них готовим новые предложения, как это можно сделать. У нас все документы, все материалы посчитаны, просто новым людям нужно время, чтобы вникнуть в проект.

Почему «Мовисте» интересны эти проекты? Ведь с точки зрения бизнеса они очень медленно окупаются.

— Это проект, который имеет государственный масштаб. Он направлен на модернизацию городов, предоставление нового качества жизни. Это комфорт для пассажиров, поэтому, конечно же, партнеры наши здесь — федеральное правительство, местные власти. Они тоже участвуют в реализации этого проекта. Да, срок окупаемости длительный, но это выглядит приблизительно как ипотека, только в транспортной сфере.

Мы совместно с корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и с федеральным правительством инвестируем в этот проект, строим, проектируем, ставим подвижной состав. И дальше уже субъект начинает платить за это транспортное решение: 15, 20, 25 лет — фиксированные платежи каждый год. Окупается долго, да, но зато продукт получаете сразу.

Ну а пока, несмотря на гору обещаний, по Екатеринбургу по-прежнему ходят трамваи Tatra, выпущенные еще во времена Советского Союза. Всего в парках содержатся 448 вагонов, средний возраст которых составляет 38 лет. В изношенном состоянии находится и парк троллейбусов.

С начала 2024 года городские власти стали говорить о грядущей масштабной транспортной реформе. Ее стоимость оценивают примерно в 13 миллиардов рублей. Часть денег направят на закупку нового подвижного состава. Мы собрали основные тезисы реформы.

А историю строительства трамвайной ветки в Верхнюю Пышму можно прочитать на отдельной странице E1.RU.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE11
Смех
HAPPY17
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY14
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
137
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Чувствую себя здесь гораздо свободнее». Студентка с Урала начала новую жизнь в Чехии
Арина Краснопевцева
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Трамп — как наш Жириновский!» Уральский экономист объяснил, что будет с долларом после назначения президента США
Максим Марамыгин
Экономист, профессор УрГЭУ
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления