Мэрия Екатеринбурга разместила на портале госзакупок первый брутто-контракт для перевозчиков. Это первые шаги той самой реформы, которая должна преобразить общественный транспорт. За обслуживание двух троллейбусных маршрутов главному муниципальному перевозчику, «Гортрансу», собираются заплатить 115,4 миллиона рублей.
Брутто-модель — система организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. В такой системе оплата работы перевозчиков зависит не от числа пассажиров, а от выполнения транспортной работы.
Речь идет о троллейбусах № 25 «Ботаническая — Академическая» и № 36 «Химмаш — Академическая». Контракт с подрядчиком заключат на полгода — с 1 августа 2024 года по 31 января 2025-го.
Год назад администрация Екатеринбурга размещала закупку на обслуживание 15 троллейбусных маршрутов. Цена контракта тогда составляла 415,8 миллиона рублей. Раньше перевозчику платили 44,5 рубля за километр, теперь же стоимость вырастет до 199 рублей за километр.
Напомним, с 1 августа 2024 года в Екатеринбурге введут брутто-контракты для перевозчиков. Теперь транспортные компании будут получать деньги от мэрии, а заработанную плату за проезд отдавать в бюджет города. Это нужно для того, чтобы транспорт ездил по расписанию, а не только в час пик, когда водители устраивали гонки на остановках, чтобы взять побольше пассажиров. Переходить на новую систему будут поэтапно: сначала изменения затронут трамваи и троллейбусы, а потом — автобусы.
С этой системой есть неочевидная проблема — кондукторы работают сезонно. Многие из них — это пенсионеры, которые весной и летом уезжают, например, на дачи, и людей просто не хватает. Подробнее о сути брутто-контрактов, их плюсах и минусах мы писали в отдельном материале.
При этом новая система, как ранее говорил главный по транспорту Рустам Галямов, будет менее выгодной для мэрии.
— Сначала это, безусловно, будет минус, на первом этапе. Это 100%. Другой вопрос, что на сегодняшний день транспортная работа выполняется на 70% из-за нехватки водителей и кондукторов, а также неравнозначности маршрутов (есть популярные, через центр, а есть непопулярные, в удаленных районах). Но затем пассажиропоток вырастет и перевозки станут рентабельнее. При правильной маршрутизации резко увеличивается количество пассажиров, — объяснял вице-мэр.
Переход на брутто-контракты — часть транспортной реформы, которую мэр Алексей Орлов анонсировал в марте этого года. По этой реформе, например, решили повысить штраф для безбилетников и закупают новый транспорт. Все новости по теме мы собираем в специальном разделе.