Группа екатеринбургских любителей транспорта предложила радикально изменить схемы движения трамваев и троллейбусов. С инициативой выступило сообщество урбанистов. По их словам, они давно обсуждают, как улучшить городской транспорт, и пишут письма чиновникам в мэрию. А недавно решили создать собственную схему маршрутов, которая сильно отличается от действующей.
— Нам бы хотелось посмотреть на реакцию людей: какие моменты им нравятся, какие нет, чего не хватает и так далее, — рассказал представитель неофициального объединения Даниил Иконников.
Трамвайная сеть
С первого взгляда на транспортную схему у жителя удаленного района может запросто случиться сердечный приступ. Так, активисты предлагают разом убрать целую пачку трамвайных маршрутов:
№ 1 («Парина» — «Вторчермет»);
№ 2 («ВИЗ» — «Эльмаш»);
№ 10 («ЦПКиО» — «Семь Ключей»);
№ 20 («Шарташ» — «ЦПКиО»);
№ 12, 16 и 21 (все кольцевые).
Сами авторы объясняют это тем, что их схема построена исходя из расчета минимального дублирования рейсов. По их мнению, ничего страшного не произойдет, если в различных точках города на конечных останется поменьше маршрутов и не будет возможности доехать оттуда «куда угодно» без пересадок. Зато не будут возникать ситуации, когда подвижной состав распыляется по разным рейсам, а в результате вся транспортная сеть работает плохо.
— В нашем предложении мы постарались сделать минимум маршрутов, но зато с короткими интервалами. К примеру, если человеку нужно доехать из пункта А в пункт Б, но между ними нет прямого маршрута, он просто садится на первый приехавший трамвай и далее делает пересадку в ближайшем месте пересечения с маршрутом, который идет в пункт Б, — объяснил Даниил Иконников. — Естественно, работать это будет при условии внедрения новых пересадочных тарифов. Тем самым подразумевается, что человек быстрее преодолеет свой маршрут, а не будет стоять и ждать трамвай редко ходящего, зато беспересадочного маршрута, как сейчас.
Отметим, что замысел до боли напоминает несостоявшуюся транспортную реформу 2015–2016 годов, которую разрабатывали при вице-мэре Евгении Липовиче. Но концепция меньшего количества маршрутов и быстрых пересадок была забракована из-за волны негатива со стороны горожан.
Троллейбусная сеть
Предлагается убрать короткий кольцевой маршрут № 38 («Бакинских Комиссаров» — «Коммунистическая») с Уралмаша и пустить троллейбусы с этим номером с Пионерского через центр (по Малышева) на ВИЗ. При этом 27-й маршрут («Юго-Запад» — «Железнодорожный вокзал») предлагается направить во Втузгородок через Сулимова, а 35-й («Ботаника» — центр — «ВИЗ») перенаправить с Ботаники в сторону табачной фабрики «Альвис» на улице Самолетной. Троллейбус № 37, недавно запущенный до «Уралобуви», предлагается пустить на ЖБИ.
Самыми любопытными можно назвать предложения о троллейбусах, использующих автономный ход. Так, маршрут № 34 («Метро "Динамо"» — «Горбольница № 7») за счет батарей предлагается продлить в сторону Заречного до ТЦ «Карнавал» или железнодорожной станции ВИЗ. 28-й маршрут авторы идеи хотят продлить от Академического до поселка Мичуринского, а 39-й («Декабристов» — «Белинского» — «Табачная фабрика») — до Бисертской.
Что дадут такие решения? Авторы схемы уверяют, что при ее реализации:
будет создано новое направление для троллейбусов, чтобы на них можно было добраться из Пионерского в центр. Сейчас это можно сделать только на пазиках;
с Юго-Запада можно будет проехать через центр на ЖБИ на троллейбусе № 37;
интервалы на троллейбусных маршрутах будут сокращены до десяти минут, они будут работать все дни недели, включая выходные;
жители Заречного получат прямой троллейбус № 34 к станции метро «Динамо». Сейчас люди ездят на пазиках до метро через пробки на Стрелочников;
будет создан новый троллейбусный маршрут (на старых машинах) через всю улицу Малышева. Троллейбусы с автономным ходом нужно использовать максимально эффективно там, где нет контактной сети;
односторонние маршруты в новой схеме минимизируются (потому что «это как приходить в магазин и два раза платить за один товар»);
жители Елизавета получат троллейбус (№ 39) с автономным ходом до метро на Ботанике.
Критика
Опрошенные нами эксперты отказались публично высказываться насчет предлагаемой схемы. По их мнению, обсуждать тут нечего, потому что она была составлена в условиях нехватки данных.
— Это как двигаться на ощупь в темном сарае с риском свалиться в овощную яму, — подчеркнул наш источник в транспортной сфере. — Без данных матрицы корреспонденций (информация о передвижении населения) такие проекты не делают. Идея быстрых пересадок может заработать только при глубинной проработке всех аспектов. Например, критически важным будет соблюдение графиков движения, а для этого необходимо дальнейшее обособление трамвайных путей и обустройство дополнительных выделенных полос. А у нас в городе с этим явные проблемы.
Сами урбанисты не отрицают, что в их концепции есть слабые места.
— Мы много раз запрашивали данные по пассажиропотокам, но нам их так никто и не предоставил, — отметил Даниил Иконников. — Так что те маршруты, которые есть на наших схемах, нарисованы на основе личного опыта (нашего собственного и других людей, кого мы опрашивали). Эти схемы — не конечный результат. Так называемая «транспортная реформа» уже много раз начиналась, но ни разу толком не свершилась. Пересадочные узлы не обустроили, выгодные пересадочные тарифы не ввели, достаточную работу с населением не провели.
Сейчас, по мнению Даниила, есть надежда, что всё это будет реализовано.
— Тарифы тоже новые обещают, мы над ними тоже работаем. В частности — идет ставка не просто на пересадочный тариф, а на дешевый безлимитный проездной, как это реализовано в Москве, чтобы люди один раз заплатили фиксированную сумму за месяц или год и ездили неограниченное количество раз. Это повысит популярность общественного транспорта, — подытожил он.
Как вам маршрутная схема от урбанистов?
Напомним, что весной 2024 года мэрия Екатеринбурга представила новую транспортную реформу. Ее стоимость оценивают примерно в 13 миллиардов рублей. Часть денег направят на закупку нового подвижного состава. Мы собрали основные тезисы реформы.
Все важные новости о дорогах и транспорте региона мы собираем в специальной рубрике.