Недавно на E1.RU вышла колонка, в которой екатеринбуржец Ефим Черепанов анализировал проблему самокатов. По мнению Ефима, Екатеринбургу не нужно вкладываться в инфраструктуру для кикшеринга и строить дополнительные велодорожки. Земля в мегаполисе слишком дорогая. Кроме того, самокатчикам не хватает культуры вождения. Поэтому сколько инфраструктуру не развивай, ДТП не прекратятся. Урбанист Владимир Злоказов решил дать ответ Ефиму Черепанову. В этой колонке Злоказов разбирает каждый пункт и делает свои предложения. Дадим ему слово.
Аргумент № 1: для велодорожек нет места
Чтобы обеспечить движение велосипедов и СИМ, требуется 3–4 метра пространства в поперечном профиле улицы (для одной двусторонней или двух односторонних велодорожек). Для сравнения: две полосы проезжей части занимают как минимум 6 метров в поперечном профиле. В Екатеринбурге большинство улиц даже в центре имеет ширину в красных линиях более 30 метров. То есть для обеспечения движения велосипедов и СИМ нужно использовать около 10% профиля средней улицы. На отдельных участках улиц, чтобы создать велодорожки, потребуется перераспределить проезжую часть, однако в большинстве случаев это место можно найти за пределами проезжей части, за счет газонов, например. Хорошим примером является улица Горького — отнюдь не широкая, — где при капитальном ремонте удалось создать полноценную велосипедную дорожку.
Аргумент № 2: велодорожки — это дорого
Автор колонки приводит упрощенный расчет, согласно которому оборудование велодорожками основных улиц в центре города обойдется в 150 миллионов рублей. На самом деле, эта сумма, скорее всего, больше, так как велодорожки — это не только цена асфальтового покрытия. Тем не менее по сравнению с десятками миллиардов, которые вкладываются в другие транспортные проекты, стоимость велодорожек весьма незначительна. Опыт разных городов по всему миру показывает, что по соотношению стоимость/результат, велодорожки — это один из самых выгодных типов инфраструктуры.
Аргумент № 3: велодорожки — только для теплого времени года
Возможность использования велодорожек зимой напрямую зависит от того, насколько хорошо они спроектированы, и от того, производится ли их своевременная уборка от снега зимой. Опыт финского города Оулу, находящегося в аналогичных нашим климатических условиях, показывает, что люди продолжают ездить (на велосипедах) в зимнее время, если муниципалитет своевременно очищает их от снега. Не говоря уже о межсезонье — осенью и весной, — когда снега либо еще нет, либо уже нет. Температура влияет на использование велосипедов и СИМ только при экстремальных значениях (минус или плюс).
Аргумент № 4: велодорожки — не решение транспортной проблемы
На самом деле, ничто отдельно не является решением транспортной проблемы. Нет никакой серебряной пули или единственного решения. Современный город предполагает использование множества различных видов общественного и личного транспорта, а также передвижение пешком. Велосипеды и СИМ являются одним из транспортных инструментов, экологичным и при этом достаточно малозатратным как для пользователей, так и для муниципалитета (в обустройстве и поддержании инфраструктуры), поэтому имеет смысл его развивать.
Аргумент № 5: отсутствие культуры
Культура — это «пластичный» набор практик, который вырастает на почве имеющейся в городе «твердой» инфраструктуры. Инфраструктура для велосипедов и СИМ в Екатеринбурге сегодня — это довольно небольшое количество велодорожек (часто, к сожалению, не слишком продуманных) и вся остальная территория, где каждый ведет себя, кто во что горазд. Когда инфраструктура не предлагает никаких нормативных сценариев поведения, люди создают их сами, исходя из своих представлений о безопасности, рациональности, удобстве и т. п. Создайте приемлемые для пользователей нормативные сценарии поведения для велосипедов и СИМ и вы увидите, как те вещи, которые всех раздражают, останутся уделом единичных маргиналов.
Согласны с автором?
Напомним, в Екатеринбурге прокат самокатов заработал в 2020 году, но за четыре года вопрос с культурой их вождения так и не наладился. Не помогают ни проверки ГИБДД, ни специальная разметка для парковки этого транспорта. Пока самые действенные ограничения — временные, они вводятся на определенное время и даты.
Больше новостей о шеринговых самокатах, а также о связанных с ними проблемах вы найдете в специальном разделе.