Молодой житель Екатеринбурга Ефим Черепанов анализирует проблему самокатов и приходит к парадоксальному выводу, что нашему городу не нужно сейчас вкладываться в инфраструктуру для них и строить дополнительные велодорожки. Публикуем его аргументы.
К написанию этой колонки меня подтолкнул постоянно возникающий вопрос электросамокатов — с которым, как горожанин, я сталкиваюсь буквально каждый день. Некоторые СМИ утверждают, что проблема их некорректного использования в отсутствии инфраструктуры, попросту говоря — велодорожек. Я, наоборот, утверждаю, что инфраструктура для самокатов в Екатеринбурге не нужна, и хочу перечислить несколько причин, почему это так.
Причина № 1: для велодорожек нет места
Земля в городе — это по определению очень дорогой и ограниченный ресурс. Увы, как бы ни хотелось самокатчикам, невозможно расширить дороги, не урезав тротуары, парковку или газоны. Мэрия постоянно в поиске возможности расширить проезжую часть (скажем, путем переоборудования Каменного моста в чисто автомобильный), а пешеходная часть улиц не то чтобы сильно широка. За счет чего или, иначе говоря, — куда впихнуть велодорожки?
Причина № 2: велодорожки — это дорого
Средняя стоимость 1 квадратного метра — ~500 р / м2. Велодорожку нужно обособить — прибавьте к этому бордюр; она должна быть достаточно широкой, чтобы два участника движения могли свободно разъехаться, заложим на это 3 метра. Для того чтобы покрыть весь город велодорожками — а это примерно 100 километров дорог, если брать только основные магистрали и улицы центра — нужно приблизительно 150 000 000 руб. Есть ли у города деньги на это удовольствие? Сомневаюсь. Отсюда следующее логичное возражение:
Причина № 3: велодорожки доступны только в теплое время года
По заявлениям пресс-службы Whoosh, среднее время поездки составляет 15 минут, при этом общее число самокатов всех сервисов в городе составляет порядка 10 000. Зима (климатически, не календарно) в Екатеринбурге начинается в октябре-ноябре и заканчивается в апреле, когда выпадает и тает снег.
Почему город должен вкладываться в инфраструктуру такими колоссальными средствами, которая будет использоваться от силы половину года небольшим (от всего населения) числом самокатчиков? Как будут использоваться велодорожки в остальное время года? Кто будет их чистить, если даже пешеходные тротуары под снегом до февраля-марта, и самое главное, кто будет за это платить?
Причина № 4: велодорожки — это не решение транспортной проблемы
Я думаю, ни для кого не секрет, что общественный транспорт в Екатеринбурге работает, мягко говоря, плохо. Любители электросамокатов утверждают, что это СИМ вполне себе решение транспортной проблемы. Не вижу смысла разбирать это возражение подробно, просто замечу, что с тем же успехом можно переводить горожан на скейтборды и роликовые коньки.
Более того: электросамокат не означает прогресса. Звучит смешно, но раз уж самокатчики сами часто это говорят, отвечу и на это. Очень часто приходится слышать, что «электросамокат — это прогрессивно, а те, кто против них, выступают за возвращение повозок с лошадьми». Нет, друзья.
Электросамокат не более прогрессивен, чем велосипед с моторчиком, а это довольно старая, если не сказать — архаичная штука.
Причина № 5: проблема электросамокатов в отсутствии культуры
Можно предположить, что самокатчики и все связанные с ними проблемы (статистика ДТП за 2023 — 77 ДТП с пострадавшими) действительно от отсутствия выделенной инфраструктуры. Но так ли это?
Разве отсутствие велодорожек заставляет людей ехать на самокате в наушниках, вдвоем или даже втроем, с детьми, пьяными?
Отсутствие велодорожек вынуждает вставать на самокат несовершеннолетних? Думаю, почти любой, читающий это, сталкивался с некорректным поведением самокатчиков — грубостью, требованием «освободить дорогу» и пропустить, наездами, неспешиванием на пешеходном переходе. Как здесь поможет наличие велодорожки?
Сдается мне, это необоснованное утверждение, звучащее как угроза.
Будто кто-то взял в заложники полуторамиллионный мегаполис: «сделайте велодорожки — тогда будем вести себя прилично!»
Мне кажется, последовательность должна быть обратной, как в старом анекдоте — «сначала вы научитесь плавать, а затем мы нальем вам воду».
Согласны с автором?
Напомним, в Екатеринбурге прокат самокатов заработал в 2020 году, но за четыре года вопрос с культурой их вождения так и не наладился. Не помогают ни проверки ГИБДД, ни специальная разметка для парковки этого транспорта. Пока самые действенные ограничения — временные, они вводятся на определенное время и даты.
Больше новостей о шеринговых самокатах, а также о связанных с ними проблемах вы найдете в специальном разделе.