В городском транспорте появляется всё больше бескондукторных валидаторов. С одной стороны, это очень удобное оборудование: не надо ждать сотрудника, часто уставшего и ворчливого, или протискиваться к водителю через салон, полный людей (на некоторых рейсах кондукторов нет в принципе и плату принимают водители). С другой — не всем понятен принцип работы электронных устройств. В частности, пассажиры привыкли при оплате проезда получать на руки билеты, но не все валидаторы их выдают.
— На автобусном маршруте № 77 недавно появились валидаторы, которые не выдают чек (он же билет) как отчетный документ о том, что вы совершили поездку в транспорте, — рассказала читательница Е1.RU. — Я ехала от Щорса до библиотеки Белинского, и как минимум три раза возникала нештатная ситуация, когда люди были очень сильно возмущены. Потому что чек об оплате не был им выдан!
Пенсионеры, которые не знают, как использовать такую систему, оплачивали «Екартой» по два раза, пока им не объяснили, что чек в принципе не выдается.
В компании «Союз-Транс», которая обслуживает рейсы, корреспонденту E1.RU подтвердили, что начали использовать такие валидаторы и оснастили ими уже шесть автобусов. Оборудование предоставила компания «И-сеть». По словам диспетчера, бумажный чек пассажирам действительно не выдается, но документ можно получить в электронном виде.
— Мы в автобусах повесим инструкции, как получить чеки в личном кабинете пользователя, — рассказали в «Союз-Трансе». — Подтвердить факт оплаты поездки даже без бумажного билета можно за секунду. К вам подходит кондуктор со своим терминалом, вы прикладываете свою карту, и на табло пишется, что оплата проведена (если пассажир действительно приобрел билет).
Транспортники также признались, что валидаторы для них спасение, поскольку кондукторов перевозчикам катастрофически не хватает. Из-за кадровой проблемы водители часто не могут выйти в рейсы и увольняются.
— Чтобы решить эту проблему, нам и предложили валидаторы, а кондукторов со временем можно будет перевести в контролеры, — объяснили в «Союз-Трансе».
В компании «И-сеть» заявили, что проблем с оплатой в автобусах возникать не должно. Ранее транспортники экспериментировали с установкой валидаторов в старых трамвая Гортранса, а теперь начали сотрудничать и с коммерческими перевозчиками.
— На нескольких автобусах «Союз-Транса» действительно были установлены стационарные валидаторы, точно такие же, как в новом трамвае «Кастор» и в верхнепышминском трамвае, — сообщила гендиректор «И-сети» Наталья Тарарычкина. — При успешной оплате экран валидатора меняет цвет на зеленый, выдается сообщение об оплате, а также подается звуковой сигнал. Если по какой-то причине оплата не прошла, экран горит красным цветом, а на табло выводится информация и выдается звуковой сигнал «ошибка».
Наталья Тарарычкина также заверила, что действующие правила допускают возможность выдачи пассажирам электронных билетов (без бумажного варианта).
— При оплате банковской картой вся история поездок появляется в личном кабинете пассажира. Там же есть возможность получить фискальный чек. При оплате Екартой история поездок сохраняется в приложении «Екарта». При наличной оплате чек выдается терминалом водителя, — подытожила глава «И-сети».
В мэрии Екатеринбурга также сообщили, что нарушений со стороны «Союз-Транса» не было.
— На маршруте № 77 установлено оборудование как в Гортрансе, работающее по банковским картам и «Екарте». Все электронные чеки находятся в личном кабинете пассажира, но при оплате у водителя по наличному расчету чек должен выдаваться, — подчеркнули в транспортном комитете мэрии.
Напомним, о необходимости покупки терминалов для городского транспорта еще в 2021 году говорил вице-мэр Алексей Бубнов. Он рассказывал, что прорабатываются разные варианты приобретения этого умного, но дорогого оборудования в нужном объеме. По состоянию на 2024 год Гортрансу и другим перевозчикам по-прежнему не хватает ни валидаторов, ни кондукторов. Иногда бегать по салону и продавать пассажирам билеты приходится водителям.
О том, что валидаторы нужно устанавливать и в том транспорте, где они изначально не предусмотрены, E1.RU говорил и вице-мэр Рустам Галямов.