
Страшная жара, пришедшая в Свердловскую область, вновь подняла вопрос о сохранности дорог. На днях Уралуправтодор (обслуживает сеть федеральных трасс в регионе) запретил грузовикам-тяжеловесам ездить в дневное время — ограничение будет действовать с 10 до 22 часов до 16 июня, пока температура не понизится.
Однако ущерб асфальту наносят не только большегрузы, но и легковушки. Дело в том, что существует два типа колеи: пластическая и абразивная. Если говорить про тяжелые фуры, то они образуют пластическую колею: дорога нагревается до 60–70 градусов и продавливается под воздействием тяжести. В асфальте возникают углубления и волны, то есть он буквально расплывается в разные стороны.
Однако в последние годы пластическую колею почти удалось побороть за счет применения современных технологий и вяжущих веществ. Риск образования такой колеи, по сути, возникает только при аномальной жаре, а на Урале высокие температуры держатся один-два месяца в году.

Другое дело — абразивная колея. Этот тип износа наиболее проблемный, потому что дорога разрушается под воздействием автомобильных шипов.
— При непрерывном трении асфальт превращается в кашицу. Его просто измалывает в мелкий абразив, либо шипами выдирает, в зависимости от типа асфальтобетонной смеси и использованных вяжущих веществ, — объяснил E1.RU директор НИИ «Ладор» Александр Дедюхин.
НИИ «Ладор» — предприятие, профессионально занимающееся проведением испытаний, научными исследованиями в сфере строительства дорог, сертификацией дорожно-строительных материалов и судебными экспертизами. Разрабатывает техническую документацию для дорожного строительства.
На шипованных покрышках ездят не фуры, а легковые машины. При этом некоторые автовладельцы катаются на шипованной резине даже в летнюю жару, усугубляя ситуацию с износом асфальта.
— Еще один очень важный фактор — это скорость. Чем она выше, тем быстрее происходит износ дороги. Даже заметно, что на трассах колеи глубже именно на крайней левой полосе, где в основном ездят более скоростные легковые машины, — подчеркнул Александр Дедюхин.

Непростым для автовладельцев остается вопрос, когда именно нужно менять покрышки. В апреле 2024 года в Свердловской области было очень тепло и многие ринулись ставить летнюю резину, а в начале мая на область обрушились снегопады, вызвавшие обледенение дорог. Огромное количество водителей попали в ДТП, поскольку оказались, по сути, в зимних условиях на лысой резине. Многие тогда сильно пожалели, что поверили в приход полноценной весны.
Но ездить на шипах в июне — это уже явный перебор и прямой путь к образованию опасной колеи. Плохое состояние проезжих частей не только повышает опасность, но и заставляет дорожников снижать скорость на длинных участках загруженных дорог. Именно такая ситуация сложилась весной на Пермском тракте, где повесили знаки, запрещающие ехать быстрее 70 км/ч. Не все водители были внимательны, и многие получили штрафы за превышение.