Дороги и транспорт репортаж «Кто нас будет кормить?» Стало известно, почему внезапно перекрыли важную дорогу под Екатеринбургом

«Кто нас будет кормить?» Стало известно, почему внезапно перекрыли важную дорогу под Екатеринбургом

Власти решили пустить технику по грунтовке, которой даже нет на карте

Грузовики оказались в ловушке Исети

Утром 5 июня на единственной дороге, ведущей в поселок Исеть под Екатеринбургом, выстроилась очередь из машин. На мосту над дамбой Исетского водохранилища ввели строгое ограничение — закрыли проезд для машин весом более 17 тонн и высотой более 2,7 метра. Грузовики уперлись в шлагбаум и не давали проехать легковым автомобилям.

— Грузовики, видимо, из карьера, заблокировали проезд через плотину на дороге в поселки Исеть и Сагра. Власть бездействует, — сообщил один из водителей, который застрял в этой пробке. — Заблокировано более сотни машин.

Поселок Исеть расположен на берегу Исетского водохранилища, в одном из самых живописных мест в окрестностях Екатеринбурга. Поселок находится на территории городского округа Верхняя Пышма, в нем проживают три тысячи человек, есть базы отдыха и дачи. Местные жители работают на нескольких предприятиях: Полдневском карьере, Исетском щебеночном заводе, ООО «Регион-66» и других. Большинство из них перевозят свою продукцию на тяжелых самосвалах, которые проезжают по старому мосту.

Переправа принадлежит Среднеуральской ГРЭС. Дамба существует с 1949 года. Изначально по ней спокойно проезжали шестидесятитонные грузовики, потом максимальную нагрузку ограничили 40 тоннами, а в 2021 году там ввели ограничения по весу машин — до 18 тонн. Министр общественной безопасности Свердловской области Александр Кудрявцев и вовсе предложил местным бизнесменам построить мост для грузовиков за свой счет.

Тогда сторонам удалось договориться. Прошло три года. Тяжелая техника продолжала ездить по старинной переправе, и та выдержала, но вот новый мост за это время так и не появился. Зато представители СУГРЭС снова закрыли дорогу.

Водители и владельцы грузовиков пришли в отчаяние. Каждый час простоя обходится им в тысячи рублей, ведь по контрактам машины должны перевозить груз из точки А в точку Б. Бизнесмены подсчитывают убытки и утверждают: если проблема не решится, то придется пойти на крайние меры — сокращение людей.

Эту карту мы нарисовали три года назад. С тех пор ситуация не изменилась
Шлагбаум ограничивает проезд высоких автомобилей

Руководство логистического центра «Исеть» стучится в разные двери уже несколько лет. В 2022 и в 2023 годах местные предприятия обращались к президенту, но все их призывы спустили в правительство Свердловской области, и ситуация не сдвинулась с места, рассказал представитель логоцентра Александр Гончаров. Он с коллегами дежурил на мосту с самого утра — вел переговоры с представителями СУГРЭС и дожидался реакции властей.

— Весь грузовой автотранспорт, все предприятия остаются на «острове», не могут привезти оборудование. Поселки Сагра и Исеть остаются без работы. Мы будем вынуждены провести сокращение. Здесь градообразующие предприятия: карьеры, логистический центр. В 2024 году власти обещали построить новый мост, но его нет. В итоге водители вышли, образовалась пробка и затор, потому что их не пускали, — заявил Александр Гончаров.

Легковые машины разъехались, а водители грузовиков остались стоять около моста. Некоторые уехали выполнять другие заказы. Машины из логистического центра и карьеров простаивают без работы, а вот грузовики «Магнита» и «Спецавтобазы» пропускают беспрепятственно, как будто они не разрушают мост.

Охранники и сотрудник отдела безопасности СУГРЭС от общения с корреспондентами E1.RU отказались.

Позже в компании «ЭЛ5-Энерго» объяснили причину перекрытия:

— Компания ежедневно отслеживает объем автомобильного потока по плотине, и в последнее время наблюдался резкий рост количества большегрузов. Ввести ограничения пришлось ввиду того, что данное гидротехническое сооружение рассчитано на определенные нагрузки. Перегрузки, превышение скорости и неправильное распределение веса при неблагоприятном стечении обстоятельств могут привести к авариям и повреждениям плотины, что может вызвать серьезные последствия, такие как затопление близлежащих территорий, причинение вреда жизни и здоровью населения, и нарушение работы станции, — сообщили в пресс-службе.

Полный комментарий пресс-службы «ЭЛ5-Энерго»

— Дорогу периодически перекрывают как минимум с 2021 года. Почему именно сейчас решили закрыть проезд?

— До настоящего времени проезд ни разу не был перекрыт со стороны Среднеуральской ГРЭС. Начиная с 2021 года вопрос о закрытии плотины поднимался неоднократно. На тот момент ограничение не могли ввести ввиду отсутствия альтернативного проезда. Плотина СУГРЭС успешно функционирует и справляется с нагрузками легкового транспорта, но не рассчитана на интенсивное движение тяжелых транспортных средств по ней, количество которых в последнее время резко возросло. Итоги последней технической экспертизы показали, что в целях предотвращения разрушения плотины СУГРЭС допустимая нагрузка не должна превышать 17 тонн.

Кроме того, в отношении плотины СУГРЭС как объекта топливно-энергетического комплекса повышенной опасности, обеспечивающего надежное и бесперебойное энергоснабжение населения и промышленности страны, т.е. обеспечивающего периметр энергобезопасности России, установлены требования по антитеррористической защищенности.

В частности, пункт 301 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458 дсп, предусматривает, что сквозной проезд автомобильного грузового и общественного транспорта грузоподъемностью более 3,5 тонны по плотине (дамбе) гидротехнического сооружения должен быть исключен.


— Осенью должны открыть второй проезд в Исеть через Аять. Почему нельзя было дождаться открытия этой дороги и потом перекрывать мост?


— Компания ежедневно отслеживает объем автомобильного потока по плотине, и в последнее время наблюдался резкий рост количества большегрузов. Ввести ограничения пришлось ввиду того, что данное гидротехническое сооружение рассчитано на определенные нагрузки. Перегрузки, превышение скорости и неправильное распределение веса при неблагоприятном стечении обстоятельств могут привести к авариям и повреждениям плотины, что может вызвать серьезные последствия, такие как затопление близлежащих территорий, причинение вреда жизни и здоровью населения, и нарушение работы станции.


— Почему введены ограничения для техники не только по весу, но и по габаритам?


— Установка габаритной рамки по высоте ограничивает проезд большегрузного автотранспорта и обеспечивает соблюдение нормативных нагрузок на гидротехническое сооружение и требований антитеррористической безопасности объекта повышенной опасности. Для спецтехники, общественного и негабаритного транспорта, доставляющего продукты и товары первой необходимости для населения, экстренных служб открыт беспрепятственный проезд.


— Почему дают проезд грузовикам «Магнита» и «Спецавтобазы»?

— На плотине организовано круглосуточное дежурство специалистами, которые обеспечивают проезд для негабаритного транспорта, доставляющего продукты и товары первой необходимости для населения, а также транспорта экстренных служб. На основных жизненно важных путях коммуникации с ближайшими населенными пунктами данное ограничение никак не отразится.


— Какие возможны варианты оперативного решения проблемы?

— Водители грузового транспорта могут воспользоваться альтернативным проездом по новой дороге по направлению Сагра — Аять, по которой они смогут объехать участок автодороги, на котором движение тяжеловесного грузового транспорта ограничено.

— Что за последние годы сделал собственник для укрепления переправы или строительства новой?

— Автодорога Верхняя Пышма — Среднеуральск — п. Исеть, проходящая через плотину СУГРЭС, принадлежит на праве собственности субъекту РФ — Свердловской области и передана в оперативное управление ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог». По имеющимся у нас сведениям, собственник автодороги осуществляет строительство нового автомобильного мостового перехода через реку Исеть, а также построил альтернативную автомобильную дорогу п. Сагра — п. Аять для организации движения грузового транспорта в объезд гидротехнического сооружения.

В свою очередь Среднеуральская ГРЭС ПАО «ЭЛ5-Энерго» осуществляет постоянный контроль за исправностью состояния гидротехнического сооружения и своевременно проводит все необходимые технические и организационные мероприятия для осуществления его работоспособности и безопасной эксплуатации под надзором Уральского управления Ростехнадзора.

Исети нужен новый мост
В поселке находятся несколько крупных предприятий, например Исетский щебеночный завод

— Как дальше будет функционировать наше предприятие, мы не знаем. В дорожной карте, которую подписал губернатор, было сказано, что мост построят в 2024 году. Моста нет. Потом была еще одна дорожная карта, строительство назначили на 2027 год. А сейчас кто нас будет кормить, кто будет содержать наши семьи? Если в Исети закроются все предприятия, наполовину упадет объем производства, куда людям идти? — задает вопросы Гончаров.

У простых дальнобойщиков другие проблемы. Некоторые не могут проехать по мосту и просто хотят попасть домой.

— Я ехал домой с рейса и застрял в дороге на Исеть. Не понимаю, как теперь мне добраться до дома, объездной нет. Бросать машину на дороге? Просто бардак какой-то! Жители поселков Исеть и Сагра теперь остались без работы. Никому ничего не нужно, а люди страдают! — рассказал один из застрявших водителей.

На месте дежурит полиция

Владелец автопарка грузовых машин Аким сам тоже крутит баранку. Утром его машина уперлась в шлагбаум на мосту — она не прошла весовой и габаритный контроль. Еще зимой водитель понятия не имел о проблемах с проездом через дамбу и заключил контракт на перевозку груза с одного из предприятий Исети. Шлагбаум на мосту тогда постоянно был открыт, и Акима заверили, что проблем с доступом не будет.

— Объездная дорога не готова. Остается эта дорога, но она перекрыта. На каком основании? У меня на предприятии работает 20 человек, сейчас они простаивают. Идут штрафные санкции, потому что я не могу возить груз. Мне грозит убыток на 16 миллионов. Я не знаю, как быть. Начальство дорожников говорит, что это СУГРЭС выставила ограничения, а на СУГРЭС говорят: все вопросы к дорожникам, — недоумевает Аким.

Около моста дежурит и директор Исетского щебеночного завода Олег Жуков. Для его предприятия внезапное закрытие — большая беда. Сейчас разгар строительного сезона, большую часть щебня вывозят именно на грузовиках. Пока они простаивают, завод несет значительные убытки, а в перспективе и вовсе может закрыться, считает Жуков.

Объездная дорога, которую предложили водителям грузовиков, еще не достроена
На трассе полным ходом идут работы
Грунтовка еще не введена в строй

— У нас работают 150 человек, какой-то процент придется сократить. В лицензии на недропользование у меня четко прописано, что я обязан обеспечивать местное население рабочими местами. Если я не буду выполнять этот пункт, заводу грозят санкции, вплоть до отзыва лицензии. Тогда нас просто закроют. Я усугубляю, но вижу, что такое возможно, если ситуация не изменится, — заявил Олег Жуков.

Пока водители и начальство исетских компаний жарились на солнце, областное Министерство транспорта и дорожного хозяйства объявило, что проблема решена: грузовики могут проезжать по строящейся грунтовой дороге.

— Легковые автомобили, спецтехника и машины экстренных служб могут беспрепятственно проезжать привычным путем, в настоящее время их движение по плотине идет в обычном режиме. Объезд для грузовиков возможен по направлению Сагра — Аять, — рассказали в министерстве. Заодно там напомнили, что рядом с плотиной построят новый мост — надо только подождать еще три года.

Водители фур к такому не готовы. Во-первых, для объезда машинам придется делать крюк 42 километра в один конец, это приведет к росту расходов на топливо, и некоторые перевозки могут оказаться невыгодными. А во-вторых, на этой дороге еще идут строительные работы, и несколько сотен метров пути представляют собой стройплощадку, где крутят ковшами экскаваторы и утрамбовывают трассу катки. Грунтовка даже не отражена на карте.

Корреспонденты E1.RU доехали до этого участка и обнаружили, как там устанавливают знак «Тупик». То же самое можно сказать и о ситуации на Исетском мосту. Сегодня случайный грузовичок не вписался в весовой контроль и сломал шлагбаум. Его вынуждены были снова открыть и для грузовиков. Но — всего на несколько дней.

После обеда на место приехали представители Росавтодора, Министерства транспорта и ГАИ, рассказал один из стоявших на мосту предпринимателей. Чиновники решили, что в ближайшее время на мосту организуют постоянный пост автоинспекции и введут весовое ограничение до 17 тонн. Разрешат ли они проезжать по недостроенной дороге на Аять, неизвестно.

Строительство мостов в Екатеринбурге и окрестностях сродни попыткам побить мировой рекорд в штанге — оно требует сверхусилий. Далеко не всегда «подход к весу» оканчивается успехом. Мы собрали длинный список из переправ, которые так и остались на бумаге. Зато в Свердловской области полным ходом идет строительство федеральной трассы, которая свяжет Москву с Екатеринбургом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY12
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
139
Читать все комментарии
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Это мощное событие». Астролог из Екатеринбурга объяснила, как пережить полнолуние
Ольга Дектянникова
Астролог
Мнение
Пять весомых причин, почему Екатеринбургу не нужны велодорожки для самокатов. Разгромное мнение
Ефим Черепанов
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
Проводили основателя «Уралмаша» и выпустили на волю кровавого рейдера. Как мы прожили неделю в Екатеринбурге
Даниил Румянцев
Корреспондент E1.RU
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Рекомендуем
Знакомства
Объявления