Утром 5 июня на единственной дороге, ведущей в поселок Исеть под Екатеринбургом, выстроилась очередь из машин. На мосту над дамбой Исетского водохранилища ввели строгое ограничение — закрыли проезд для машин весом более 17 тонн и высотой более 2,7 метра. Грузовики уперлись в шлагбаум и не давали проехать легковым автомобилям.
— Грузовики, видимо, из карьера, заблокировали проезд через плотину на дороге в поселки Исеть и Сагра. Власть бездействует, — сообщил один из водителей, который застрял в этой пробке. — Заблокировано более сотни машин.
Поселок Исеть расположен на берегу Исетского водохранилища, в одном из самых живописных мест в окрестностях Екатеринбурга. Поселок находится на территории городского округа Верхняя Пышма, в нем проживают три тысячи человек, есть базы отдыха и дачи. Местные жители работают на нескольких предприятиях: Полдневском карьере, Исетском щебеночном заводе, ООО «Регион-66» и других. Большинство из них перевозят свою продукцию на тяжелых самосвалах, которые проезжают по старому мосту.
Переправа принадлежит Среднеуральской ГРЭС. Дамба существует с 1949 года. Изначально по ней спокойно проезжали шестидесятитонные грузовики, потом максимальную нагрузку ограничили 40 тоннами, а в 2021 году там ввели ограничения по весу машин — до 18 тонн. Министр общественной безопасности Свердловской области Александр Кудрявцев и вовсе предложил местным бизнесменам построить мост для грузовиков за свой счет.
Тогда сторонам удалось договориться. Прошло три года. Тяжелая техника продолжала ездить по старинной переправе, и та выдержала, но вот новый мост за это время так и не появился. Зато представители СУГРЭС снова закрыли дорогу.
Водители и владельцы грузовиков пришли в отчаяние. Каждый час простоя обходится им в тысячи рублей, ведь по контрактам машины должны перевозить груз из точки А в точку Б. Бизнесмены подсчитывают убытки и утверждают: если проблема не решится, то придется пойти на крайние меры — сокращение людей.
Руководство логистического центра «Исеть» стучится в разные двери уже несколько лет. В 2022 и в 2023 годах местные предприятия обращались к президенту, но все их призывы спустили в правительство Свердловской области, и ситуация не сдвинулась с места, рассказал представитель логоцентра Александр Гончаров. Он с коллегами дежурил на мосту с самого утра — вел переговоры с представителями СУГРЭС и дожидался реакции властей.
— Весь грузовой автотранспорт, все предприятия остаются на «острове», не могут привезти оборудование. Поселки Сагра и Исеть остаются без работы. Мы будем вынуждены провести сокращение. Здесь градообразующие предприятия: карьеры, логистический центр. В 2024 году власти обещали построить новый мост, но его нет. В итоге водители вышли, образовалась пробка и затор, потому что их не пускали, — заявил Александр Гончаров.
Легковые машины разъехались, а водители грузовиков остались стоять около моста. Некоторые уехали выполнять другие заказы. Машины из логистического центра и карьеров простаивают без работы, а вот грузовики «Магнита» и «Спецавтобазы» пропускают беспрепятственно, как будто они не разрушают мост.
Охранники и сотрудник отдела безопасности СУГРЭС от общения с корреспондентами E1.RU отказались.
Позже в компании «ЭЛ5-Энерго» объяснили причину перекрытия:
— Компания ежедневно отслеживает объем автомобильного потока по плотине, и в последнее время наблюдался резкий рост количества большегрузов. Ввести ограничения пришлось ввиду того, что данное гидротехническое сооружение рассчитано на определенные нагрузки. Перегрузки, превышение скорости и неправильное распределение веса при неблагоприятном стечении обстоятельств могут привести к авариям и повреждениям плотины, что может вызвать серьезные последствия, такие как затопление близлежащих территорий, причинение вреда жизни и здоровью населения, и нарушение работы станции, — сообщили в пресс-службе.
Полный комментарий пресс-службы «ЭЛ5-Энерго»
— До настоящего времени проезд ни разу не был перекрыт со стороны Среднеуральской ГРЭС. Начиная с 2021 года вопрос о закрытии плотины поднимался неоднократно. На тот момент ограничение не могли ввести ввиду отсутствия альтернативного проезда. Плотина СУГРЭС успешно функционирует и справляется с нагрузками легкового транспорта, но не рассчитана на интенсивное движение тяжелых транспортных средств по ней, количество которых в последнее время резко возросло. Итоги последней технической экспертизы показали, что в целях предотвращения разрушения плотины СУГРЭС допустимая нагрузка не должна превышать 17 тонн.
Кроме того, в отношении плотины СУГРЭС как объекта топливно-энергетического комплекса повышенной опасности, обеспечивающего надежное и бесперебойное энергоснабжение населения и промышленности страны, т.е. обеспечивающего периметр энергобезопасности России, установлены требования по антитеррористической защищенности.
В частности, пункт 301 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458 дсп, предусматривает, что сквозной проезд автомобильного грузового и общественного транспорта грузоподъемностью более 3,5 тонны по плотине (дамбе) гидротехнического сооружения должен быть исключен.
— Компания ежедневно отслеживает объем автомобильного потока по плотине, и в последнее время наблюдался резкий рост количества большегрузов. Ввести ограничения пришлось ввиду того, что данное гидротехническое сооружение рассчитано на определенные нагрузки. Перегрузки, превышение скорости и неправильное распределение веса при неблагоприятном стечении обстоятельств могут привести к авариям и повреждениям плотины, что может вызвать серьезные последствия, такие как затопление близлежащих территорий, причинение вреда жизни и здоровью населения, и нарушение работы станции.
— Почему введены ограничения для техники не только по весу, но и по габаритам?
— Установка габаритной рамки по высоте ограничивает проезд большегрузного автотранспорта и обеспечивает соблюдение нормативных нагрузок на гидротехническое сооружение и требований антитеррористической безопасности объекта повышенной опасности. Для спецтехники, общественного и негабаритного транспорта, доставляющего продукты и товары первой необходимости для населения, экстренных служб открыт беспрепятственный проезд.
— Почему дают проезд грузовикам «Магнита» и «Спецавтобазы»?
— На плотине организовано круглосуточное дежурство специалистами, которые обеспечивают проезд для негабаритного транспорта, доставляющего продукты и товары первой необходимости для населения, а также транспорта экстренных служб. На основных жизненно важных путях коммуникации с ближайшими населенными пунктами данное ограничение никак не отразится.
— Какие возможны варианты оперативного решения проблемы?
— Водители грузового транспорта могут воспользоваться альтернативным проездом по новой дороге по направлению Сагра — Аять, по которой они смогут объехать участок автодороги, на котором движение тяжеловесного грузового транспорта ограничено.
— Что за последние годы сделал собственник для укрепления переправы или строительства новой?— Автодорога Верхняя Пышма — Среднеуральск — п. Исеть, проходящая через плотину СУГРЭС, принадлежит на праве собственности субъекту РФ — Свердловской области и передана в оперативное управление ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог». По имеющимся у нас сведениям, собственник автодороги осуществляет строительство нового автомобильного мостового перехода через реку Исеть, а также построил альтернативную автомобильную дорогу п. Сагра — п. Аять для организации движения грузового транспорта в объезд гидротехнического сооружения.
В свою очередь Среднеуральская ГРЭС ПАО «ЭЛ5-Энерго» осуществляет постоянный контроль за исправностью состояния гидротехнического сооружения и своевременно проводит все необходимые технические и организационные мероприятия для осуществления его работоспособности и безопасной эксплуатации под надзором Уральского управления Ростехнадзора.
— Как дальше будет функционировать наше предприятие, мы не знаем. В дорожной карте, которую подписал губернатор, было сказано, что мост построят в 2024 году. Моста нет. Потом была еще одна дорожная карта, строительство назначили на 2027 год. А сейчас кто нас будет кормить, кто будет содержать наши семьи? Если в Исети закроются все предприятия, наполовину упадет объем производства, куда людям идти? — задает вопросы Гончаров.
У простых дальнобойщиков другие проблемы. Некоторые не могут проехать по мосту и просто хотят попасть домой.
— Я ехал домой с рейса и застрял в дороге на Исеть. Не понимаю, как теперь мне добраться до дома, объездной нет. Бросать машину на дороге? Просто бардак какой-то! Жители поселков Исеть и Сагра теперь остались без работы. Никому ничего не нужно, а люди страдают! — рассказал один из застрявших водителей.
Владелец автопарка грузовых машин Аким сам тоже крутит баранку. Утром его машина уперлась в шлагбаум на мосту — она не прошла весовой и габаритный контроль. Еще зимой водитель понятия не имел о проблемах с проездом через дамбу и заключил контракт на перевозку груза с одного из предприятий Исети. Шлагбаум на мосту тогда постоянно был открыт, и Акима заверили, что проблем с доступом не будет.
— Объездная дорога не готова. Остается эта дорога, но она перекрыта. На каком основании? У меня на предприятии работает 20 человек, сейчас они простаивают. Идут штрафные санкции, потому что я не могу возить груз. Мне грозит убыток на 16 миллионов. Я не знаю, как быть. Начальство дорожников говорит, что это СУГРЭС выставила ограничения, а на СУГРЭС говорят: все вопросы к дорожникам, — недоумевает Аким.
Около моста дежурит и директор Исетского щебеночного завода Олег Жуков. Для его предприятия внезапное закрытие — большая беда. Сейчас разгар строительного сезона, большую часть щебня вывозят именно на грузовиках. Пока они простаивают, завод несет значительные убытки, а в перспективе и вовсе может закрыться, считает Жуков.
— У нас работают 150 человек, какой-то процент придется сократить. В лицензии на недропользование у меня четко прописано, что я обязан обеспечивать местное население рабочими местами. Если я не буду выполнять этот пункт, заводу грозят санкции, вплоть до отзыва лицензии. Тогда нас просто закроют. Я усугубляю, но вижу, что такое возможно, если ситуация не изменится, — заявил Олег Жуков.
Пока водители и начальство исетских компаний жарились на солнце, областное Министерство транспорта и дорожного хозяйства объявило, что проблема решена: грузовики могут проезжать по строящейся грунтовой дороге.
— Легковые автомобили, спецтехника и машины экстренных служб могут беспрепятственно проезжать привычным путем, в настоящее время их движение по плотине идет в обычном режиме. Объезд для грузовиков возможен по направлению Сагра — Аять, — рассказали в министерстве. Заодно там напомнили, что рядом с плотиной построят новый мост — надо только подождать еще три года.
Водители фур к такому не готовы. Во-первых, для объезда машинам придется делать крюк 42 километра в один конец, это приведет к росту расходов на топливо, и некоторые перевозки могут оказаться невыгодными. А во-вторых, на этой дороге еще идут строительные работы, и несколько сотен метров пути представляют собой стройплощадку, где крутят ковшами экскаваторы и утрамбовывают трассу катки. Грунтовка даже не отражена на карте.
Корреспонденты E1.RU доехали до этого участка и обнаружили, как там устанавливают знак «Тупик». То же самое можно сказать и о ситуации на Исетском мосту. Сегодня случайный грузовичок не вписался в весовой контроль и сломал шлагбаум. Его вынуждены были снова открыть и для грузовиков. Но — всего на несколько дней.
После обеда на место приехали представители Росавтодора, Министерства транспорта и ГАИ, рассказал один из стоявших на мосту предпринимателей. Чиновники решили, что в ближайшее время на мосту организуют постоянный пост автоинспекции и введут весовое ограничение до 17 тонн. Разрешат ли они проезжать по недостроенной дороге на Аять, неизвестно.
Строительство мостов в Екатеринбурге и окрестностях сродни попыткам побить мировой рекорд в штанге — оно требует сверхусилий. Далеко не всегда «подход к весу» оканчивается успехом. Мы собрали длинный список из переправ, которые так и остались на бумаге. Зато в Свердловской области полным ходом идет строительство федеральной трассы, которая свяжет Москву с Екатеринбургом.