Пока в мэрии Екатеринбурга готовятся серьезно ужесточить правила работы для сервисов кикшеринга, компании, которые сдают самокаты в аренду, объявили о санкциях для своих пользователей, но не для всех, а для тех, кто нарушает ПДД и внутренние правила работы сервиса. В некоторых случаях штрафы могут доходить до 150 тысяч рублей.
Мы спросили у представителей кикшеринга, как будет работать механизм наказания нарушителей самокатных и дорожных правил. Где тот «гаишник», который будет фиксировать нарушения и выписывать штрафы?
Одной из первых компаний, кто ввел санкции, оказался Urent. Лихачей стали наказывать рублем, а несовершеннолетних и тех, кто дал им самокат, — банить в системе. Наказания начали действовать уже с 27 мая. Полный список санкций мы изобразили в инфографике.
В компании объяснили, как работают сервисные штрафы. Деньги будут списывать с карты или с кошелька в приложении.
— Баланс на счете в приложении уйдет в минус на сумму штрафа, и пока человек его не пополнит, не сможет воспользоваться сервисом. Такая же практика распространена в каршеринге, — рассказали в пресс-службе Urent.
Если по вине самокатчика случилось ДТП или если он арендовал технику, будучи пьяным, оператор будет штрафовать по подтверждающим документам, например, от ГИБДД и полиции.
Если самокатчик наехал на пешехода, надо вызвать на место ГИБДД или полицию. Также заявление можно написать в полицейском участке, рекомендовали в Urent.
Как пожаловаться на нарушителей
Если самокатчик нарушил правила дорожного движения, на него можно пожаловаться в службу поддержки. Сообщать об этом может как городская администрация, так и обычные свидетели.
— Можно рассказать о любом нарушении в поддержку сервиса «МТС Юрент» или общий чат-бот всех операторов.
Служба поддержки проверит информацию и будет штрафовать за езду вдвоем на одном самокате, за поездки несовершеннолетних, за проезд по пешеходному переходу, неправильную парковку и другие нарушения.
— Чтобы пожаловаться, нужно отправить в поддержку фото с читаемым номером самоката. Его же надо указать в сообщении, так же как время и место нарушения, — рассказали в компании. Правда, на практике не всегда есть возможность качественно сфотографировать номер, который визуально куда менее заметен, чем автомобильный.
Детям и подросткам на самокатах ездить запрещено. Сервис узнает о юном возрасте пользователя через привязку к номеру телефона. Молодых людей, которые ездят под собственным номером, Urent уже блокирует. С теми, кто регистрируется под аккаунтами других людей, труднее, но и наказание за «передачу прав» ребенку жестче.
— Несовершеннолетних, которые ездят под родительским аккаунтом, действительно сложнее выявить. Если мы получаем от ГАИ информацию, подтверждающую, что несовершеннолетний ехал по аккаунту взрослого — его аккаунт мы также заблокируем. Кроме того, у нас появился штраф в размере 10 тысяч рублей за передачу в управление самоката детям до 14 лет, — рассказали в Urent.
Сервис уже отчитался о блокировке двух тысяч аккаунтов, которые зарегистрированы на несовершеннолетних. Штрафы тоже выписывают, только в Екатеринбурге это сделали порядка трех тысяч раз.
В кикшеринге Яндекс Go 99% поездок совершаются без нарушений, утверждают в компании. С начала сезона больше половины штрафов в сервисе было выписано за несоблюдение правил парковки, когда самокат оставили в запрещенном месте.
— Второе по частотности нарушение — езда вдвоем на одном самокате. Чтобы снизить количество нарушений, в том числе грубых — например, езду в нетрезвом виде — мы обновили сетку штрафов. Сейчас они составляют от 500 рублей до 150 000. Эта информация отображена в оферте для пользователей, а правила ПДД и безопасного вождения можно прочитать в приложении перед поездкой. Если вы заметили нарушение ПДД, обязательно обращайтесь в службу поддержки самокатов Яндекс Go. К сообщению советуем прикрепить фото или видео нарушения с номером самоката и примерное время происшествия. Так мы сможем быстро проверить достоверность инцидента, — рассказали в пресс-службе сервиса.
Какие еще ограничения введут для служб кикшеринга?
Операторы снижают скорость на оживленных участках. Urent в 56 парках и скверах Екатеринбурга запретил двигаться быстрее 15 километров в час. Кроме того, на 70 улицах города скорость самокатов снизили до 10 километров в час.
В Whoosh изменили схему парковок около учебных заведений и также готовятся ограничить скорость.
— Сами зоны существуют в городе с начала работы сервиса — мы самостоятельно определили локации, в которых передвижение на самокате со скоростью до 25 километров в час может быть неудобным или небезопасным для пользователей и окружающих. Все зоны действуют автоматически и указаны на карте в приложении, — сообщили в компании.
Также в договор с пользователями внесли пункты о новых штрафах.
— Так, если за рулем самоката оказывается ребенок, это штраф 10 000 рублей, поездка с пассажиром — 5000 рублей, а за нарушение, которое привело к травме или материальному ущербу, предусмотрен штраф 30 000–150 000 рублей, — сообщили в Whoosh.
Какие меры ждать от мэра?
Операторы кикшеринга участвуют в совещаниях с администрацией Екатеринбурга, на которых вырабатывают правила работы в нашем городе. Власти уже анонсировали план по борьбе с нарушителями. Штрафовать самокатчиков могут и представители ГИБДД или полиции, в рамках КоАП по статьям 12.29 и 12.30. Максимальный штраф за нарушение правил по этим статьям — до 1500 рублей.
Предполагается, что в городе появятся зоны, где езда на самокатах будет запрещена. В некоторых кварталах можно будет ездить, но нельзя парковать технику. Город разобьют на зоны с разными скоростными режимами — до 5, 10 и 15 километров в час.
Накануне в мэрии прошло очередное заседание рабочей группы. По информации E1.RU, там обсуждали правила парковки и список улиц, на которых ограничат скорость в промежутке от 10 до 25 километров в час. Подписать соглашение должны на следующей неделе.
Всё это точно сработает?
Вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский считает, что штрафы, которые вводят сервисы кикшеринга, незаконны. Такие санкции надо вводить только через Административный кодекс.
— Согласно части 3 статьи 44 Конституции, любое ограничение прав граждан возможно только по федеральному закону. В кодексе должно быть очерчено, что нельзя делать самокатчикам (например, ездить вдвоем) и какое за это наказание — только по федеральному закону. Все другие штрафы, через оферту — незаконны, потому что оферта — категория гражданского права, а штраф — категория административного права. Винегрет недопустим, — заявил Леонид Ольшанский.
По его словам, на местном уровне мэрия может ограничить въезд самокатам на тот или иной участок дороги. Контролировать исполнение закона должны сотрудники ГИБДД.
С ним не согласен председатель общественного центра «Автомобилист» Максим Едрышов. Похожие штрафы давно действуют в каршеринге — и хорошо себя зарекомендовали.
— Договорные штрафы распространены, они могут вводиться за нарушения правил сервиса, с которыми пользователь соглашается, когда регистрирует аккаунт. Договор оферты никто не читает, но это не значит, что он не работает. Денежные средства списываются в безакцептном порядке, и действительно это может образумить некоторых самокатчиков. Сейчас нарушают правила те, кто не читает новости, но как только они получат первый штраф, народная молва об этом разнесется, и ограничения начнут работать, — рассказал Максим Едрышов.
Ограничения и запреты для самокатчиков надо вводить, не стесняясь, особенно там, где ходят люди. Мэрия, вводя ограничения на скорость передвижения самокатов и правила парковки, поступает верно, уверен эксперт.
— В Москве давно действуют правила для самокатов. В парках скорость ограничена 15 километрами в час, около станций метро — 10 километрами в час, потому что самокатчик, который несется со скоростью 25 километров в час в толпу, опасен. Вокруг Кремля движение самокатов и вовсе запрещено. Екатеринбург — не пионер в таких ограничениях, их вводили в Саратове, Перми, Санкт-Петербурге и других городах. Проблему можно решить только ограничениями. Можно сколько угодно учить этих людей правилам дорожного движения, но это абсолютно не эффективная история, — заключил Максим Едрышов.
Ранее телеграм-канал «Не для протокола», близкий к губернатору региона, привел статистику по Екатеринбургу: за четыре месяца случилось 27 аварий с самокатчиками, пострадали 29 человек, в том числе 8 детей. В 20 случаях самокаты были из сервисов кикшеринга.
Недавно, например, девушка получила серьезную травму, не справившись с управлением. В Екатеринбурге прокат самокатов заработал в 2020 году, но за четыре года вопрос с культурой их вождения так и не наладился. Не помогают ни проверки ГИБДД, ни специальная разметка для парковки этого транспорта. Пока самые действенные ограничения — временные, они вводятся на определенное время и даты.
Больше новостей о кикшеринговых самокатах, а также о связанных с ними проблемах, вы найдете в специальном разделе.