В дни «Иннопрома» в Екатеринбурге может появиться еще один трехсекционный трамвай. Завод Уралтрансмаш ведет переговоры о тестировании в городе своего уникального вагона «Достоевский». Красивая бежево-бирюзовая модель в ретростиле была спроектирована уральскими инженерами для Санкт-Петербурга и имеет ряд уникальных особенностей. Мы съездили на производственную площадку и посмотрели, как собирают такие вагоны.
Каждая новая модель — событие
С трамваями в Екатеринбурге давно сложилась непростая ситуация: большая часть их уже устарела. В основном это Tatra, произведенные еще в восьмидесятые годы. Мегаполису нужно менять вагоны, но замена техники происходит микроскопическими шажками. В последний раз закупку (всего пять штук) провели в 2018 году, когда город приобрел вагоны серии 71–407 (кондукторы в шутку называют эту модель фитнес-трамваями из-за лестниц, расположенных в салоне).
Чиновники давно обещали горожанам масштабную транспортную реформу. В 2024 году лед вроде тронулся: на перевозки и закупку новой техники зарезервировали 13 миллиардов рублей, а в начале мая в городе появился (невиданное дело) трехсекционный вагон «Кастор». Новую модель трамвая привезли от наших соседей из Челябинской области и крупными буквами написали на ней о том, что это часть транспортной реформы.
«Кастор» с помпой презентовали журналистам. На длинном трамвае прокатились Евгений Куйвашев и мэр Алексей Орлов, который заявил, что вагон не просто пройдет в Екатеринбурге техническую обкатку, а останется в городе для регулярного обслуживания рейсов. При этом «Кастору» быстро подобрали маршрут № 18, проходящий через самый центр мегаполиса. Наверное, чтобы побольше горожан видели, что реформа реально работает.
При этом не все поняли, почему единственный трехсекционный трамвай решили приобрести именно у соседей: на Уралтрансмаше давно налажен выпуск вагонов, включая и длинные. С 2023 года завод занят сборкой очень крупной партии вагонов для Питера. Флагманскую модель 71–431Р назвали в честь писателя Достоевского. До конца 2024 года предприятие соберет для Северной столицы 76 вагонов, и, возможно, на одном из них покатаются екатеринбуржцы, но совсем недолго.
— Модель «Достоевский» была создана специально по техническому заданию Санкт-Петербурга, — рассказал главный конструктор гражданской продукции Дмитрий Буньков. — В длину она составляет 26 метров и полностью вписывается в кривые радиусом 14 метров (это довольно крутой поворот) — всё для обеспечения прохождения поворотов в историческом центре Санкт-Петербурга и для расстановки вагонов внутри депо. Там оно старое, и они не хотят его реконструировать, сохранив архитектурные особенности.
Дмитрий Буньков также добавил, что при желании «Достоевского» можно адаптировать для нашего города, но заказов от Екатеринбурга не поступало уже много лет.
— Мы готовы пересмотреть экстерьер [«Достоевского»] по запросу и обеспечить техническими особенностями под требования города. В этом плане мы открыты к диалогу и готовы работать, — сказал главный конструктор. — Екатеринбург — наш давний партнер, мы многие испытания вагонов проводили здесь. У нас очень плотные взаимоотношения, и мы, конечно, были бы рады заказу.
Екатеринбургские чиновники периодически хвалят продукцию Уралтрансмаша. К примеру, мэр Алексей Орлов весной 2023 года вместе со свитой осматривал новую модель 71–415М (односекционный трамвай) и весьма лестно отзывался о ней.
— Он полностью на отечественной компонентной базе. Здесь мы не видим рисков зависимости от комплектующих, — говорил Орлов.
Мэр при этом признался, что только для обслуживания новой линии в Академический потребуется минимум 20 трамваев, в идеале — трехсекционных. Главное препятствие — по-прежнему финансы: на закупку трамваев нужны миллиарды рублей. Одновременно такую сумму бюджеты не потянут, поэтому власти ищут возможность применить концессию или лизинговую схему, но быстро такую работу не проделать. Из примеров можно привести линию в Верхнюю Пышму, но на ее обустройство и закупку трамваев ушло долгих шесть лет.
Вот и получается, что Екатеринбург по-прежнему остается со старыми трамваями, несмотря на то что имеет предприятие, обеспечивающее современным электрическим транспортом другие города. Надеемся, когда-нибудь эта ситуация изменится.