После введения Закона о такси число водителей в России заметно сократилось — соответственно, выросли цены на их услуги. Об этом сообщили на всероссийском форуме «Современное такси», который прошел в Екатеринбурге.
Новый закон о такси
Новая версия Закона о такси вступила в действие еще в сентябре 2023 года. Все таксисты, включая самозанятых, были обязаны зарегистрироваться в региональном реестре и получить разрешение на работу. Для этого водителям необходимо предоставить медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В с водительским стажем от трех лет, а также договор с агрегатором, который необходимо предварительно заключить, а еще справку об отсутствии судимости.
Глава общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова объяснила, что водители, которые покинули рынок, перешли в смежные сферы — например, в доставку. Уменьшение числа таксистов создает дефицит.
— Любое регулирование так или иначе отсеивает тех, кто не может выполнить закон. Водители стали курьерами, потому что здесь нет стольких требований: путевых листов, медосмотров, класс машины не играет никакой роли. Работа идентична, а нервы даже крепче будут, потому что меньше приходится общаться с людьми, — отметила Ирина Зарипова.
Однако водителей стало меньше не только из-за нового закона. Председатель общественного совета сообщила, что порядка 100 тысяч таксистов находятся в зоне специальной военной операции, куда они отправились добровольцами.
Кроме того, цены на такси и так растут дважды в год. Ближайшее повышение произойдет уже в этом месяце.
— Тарифы поднимаются два раза в год стандартно. В декабре и в июне рост составляет около 15% (а в пиковые моменты, например в конце года, наценка достигает 100%, но она временная). Зимой в праздники влияет высокий спрос, а летом многие водители предпочитают отдыхать, а в города приезжают туристы, — объяснила эксперт.
Депутат Госдумы из Екатеринбурга Дмитрий Гусев рассказал, что ежегодно в декабре призывает агрегаторов не повышать тарифы, но огромное влияние на цены оказывает рынок.
Некоторые депутаты, которые занимаются транспортом, считают, что такси должно быть дорогим, это якобы роскошь.
— Дескать, у кого есть денежки, должны ездить на такси. А остальные — на общественном транспорте. У меня, как и у многих других коллег, другая позиция. В современном мире с учетом платформенной занятости, когда каждый человек может подсоединиться к агрегатору и заработать, такси должно оставаться доступным. В последние десять лет каждый мог себе позволить поездки, однако с введением закона о такси цены выросли. В первую очередь, потому что машин стало меньше, — подтвердил Гусев.
Депутат отметил, что такси должно быть доступным, но нужно искать баланс между водителем, агрегаторами, таксопарками и потребителями, чтобы участники бизнеса могли зарабатывать, а пользователи продолжали кататься. По словам Гусева, найти гармонию сейчас непросто.
При этом сами водители регулярно жалуются на растущую стоимость топлива, автомобилей и их обслуживания. Таксисты говорят, что их доходы снижаются. На возмущение ответила Ирина Зарипова.
— Еще лет 25 назад, когда были локальные диспетчерские, я помню, как каждый раз приходил водитель после смены и говорил: какой низкий доход, как выросли цены, какие пассажиры плохие и так далее. Эта риторика со стороны водителей не меняется. Это как известный мем: работаю в такси для души, так-то у меня свой бизнес. Сегодня водитель такси — это маленький предприниматель, у которого есть машина как инструмент заработка и есть возможность самостоятельно выстраивать свое рабочее время, — отметила Зарипова.
Доход зависит от умений водителя.
Эксперт добавила, что есть разные примеры: некоторые таксисты зарабатывают по 200 и даже 300 тысяч рублей, а кто-то еле сводит концы с концами. Но если бы водителям было невыгодно работать на линии, если бы они получали меньше средней зарплаты, они бы давно ушли из отрасли.
В начале года таксисты в Екатеринбурге жаловались на падение доходов. Один из водителей показывал свой реальный заработок.
Посмотрите, как за год изменилась стоимость поездок. Почитайте также, из чего складывается цена на такси и какие районы Екатеринбурга ненавидят водители.