Власти Екатеринбурга анонсировали новые ужесточения условий для компаний, которые сдают в аренду самокаты. Техника кикшеринга чаще личных самокатов попадает в ДТП. Чтобы такого стало меньше, мэрия заключит договор с сервисами Whoosh, «Яндекс» и Urent. В нем будут прописаны условия, которые прокатчики обязаны соблюдать.
Что будет запрещено компаниям, мэрия не скрывает. На ее сайте уже опубликовали анонс.
— Администрация города Екатеринбурга начала разработку соглашения с фирмами, сдающими электросамокаты в аренду. Содержание соглашения в будущем может быть дополнено. Решение об этом примет особая рабочая группа из представителей муниципалитета, ГАИ и кикшеринговых компаний. Предложения смогут вносить как члены совета, так и жители уральской столицы, — сообщает пресс-служба мэрии.
Какие ограничения для самокатов введут в Екатеринбурге
1. Полный запрет на использование самокатов.
В соглашении пропишут зоны, где использование средств индивидуальной мобильности будет запрещено. Если вы не любите самокаты и обрадовались, прочитав это, не спешите торжествовать. Судя по всему, запретят их там, где и так почти не используют: на территориях больниц и кладбищ.
2. Зоны без парковки для арендных самокатов.
Этот пункт не расшифровывается. Но очевидно, что в городе появятся дороги, где нельзя будет оставить мобильный транспорт. Возможно, это понизит привлекательность поездки: если в точке назначения негде парковаться, то зачем ехать туда на самокате?
3. Разделение Екатеринбурга на зоны с разными скоростными режимами.
Ограничения будут действовать только для прокатной техники. Предполагается, что сделают три скоростные зоны. В одной самокаты поедут со скоростью пешехода, до 5 километров в час. Во второй — до 10 километров в час и в третьей — до 15 километров в час. Ранее сервисы кикшеринга ввели ограничения до 15 километров в час по парковым зонам.
Предполагается, что соглашение начнет действовать в середине июня. Если в городе появится новый сервис по прокату самокатов, то он должен будет подписать соглашение.
Какие аргументы у чиновников?
Администрация Екатеринбурга развернула информационную кампанию, чтобы показать серьезность проблемы. Близкий к мэрии телеграм-канал «Екатеринбург. Главное» с начала апреля посвятил 37 постов самокатам. Там есть и тревожные видео с наездами на пешеходов и другими ДТП. Один из таких случаев заинтересовал даже главу Следственного комитета Александра Бастрыкина. Он поручил местным коллегам разобраться, почему парочка на самокате сбила девушку и та сломала руку.
Особенно впечатляет статистика соблюдения правил дорожного движения на оживленном перекрестке улиц Малышева и 8 Марта. С 17 до 18 часов только 11 человек на самокатах спешились при пересечении проезжей части, как предписывают ПДД.
Проехали через перекресток 68 самокатчиков. На трех самокатах ехали по двое, что запрещено правилами дорожного движения.
Все подсчеты проводили авторы канала. Они же по секрету рассказали екатеринбуржцам, что губернатор Евгений Куйвашев лично потребовал от мэра Алексея Орлова обезопасить пешеходов от дерзких самокатчиков.
Одновременно с представителями кикшеринга встречались депутаты гордумы, а главный гаишник Екатеринбурга Алексей Спиридонов рассказывал о самокатных проблемах в эфире ОТВ. В качестве радикальной меры по борьбе с нарушителями он предложил обсудить «лежачих полицейских» на тротуарах.
Компании, которые занимаются кикшерингом в Екатеринбурге, поспешили объявить о добровольных ограничениях, которые наложат на себя во имя безопасности. «МТС Юрент» сообщил, что до 15 километров в час снизит скорость в 56 парках и скверах города. На 70 самых оживленных перекрестках скорость ограничат 10 километрами в час.
В пресс-службе Whoosh сообщили, что обсуждают с мэрией вопрос о зонах ограничения скорости и полного запрета на самокаты.
Помогут ли ограничения?
Урбанист Алексей Кофман считает, что самокатчикам для нормального сосуществования с остальными горожанами нужны не только новые ограничения, но и поддержка.
— Подобные требования к использованию самокатов в городе уже действуют, так что в этом соглашении нет ничего принципиально нового. Действительно, есть участки, где можно при определенных условиях ограничить скорость самокатов, и это нормально. Хорошо, что над этим работают. Однако не стоит забывать, что самокаты не самая большая проблема Екатеринбурга, — заявил Кофман.
Эксперт напомнил, что каждый год в авариях погибают десятки екатеринбуржцев, а травмируются сотни.
— И их убивают не самокаты, а автомобили, которые почти везде могут безнаказанно гонять со скоростью до 80 километров в час.
Надеюсь, мэрия будет не только ограничивать самокаты, но и создавать велоинфраструктуру, в том числе выделенные полосы за счет ширины проезжей части.
Например, мы предлагаем организовать велополосу на улице 8 Марта от Радищева до Малышева, там очень узкий тротуар, а проезжая часть излишне широкая. Велополоса поможет развести потоки пешеходов и самокатчиков и при этом не уменьшит пропускную способность машин и автобусов, — сказал урбанист.
В свою очередь автоправозащитник Дмитрий Ларионов отметил, что ограничения ударят сильнее по законопослушным пользователям, потому что нарушителей сравнительно немного.
— Мы воздействуем на лихачей и одновременно на тех, кто соблюдает правила. Чтобы оказать влияние на лихачей, есть проверенный способ, который зарекомендовал себя в автомобильной сфере, — это штрафы. Чтобы люди начали соблюдать правила, нужно, чтобы существовало работающее наказание. Всё упирается в неотвратимость, — сказал Дмитрий Ларионов.
Для наглядности можно представить, что будет твориться на дорогах, если на машинах не будет номеров и вместо штрафов будут ограничиваться внушениями.
— Люди, попавшиеся на одном нарушении с самокатом, могут просто заходить с другого аккаунта. Никто не мешает указывать при регистрации чужие персональные данные, — подчеркнул Ларионов.
По его словам, сами прокатчики делают мало, чтобы обеспечить неотвратимость наказания.
— Они заинтересованы в увеличении количества пользователей. Это можно было понять на старте развития, но сейчас нужно развернуть борьбу за социальную ориентированность этого бизнеса. Деньги деньгами, но речь идет о безопасности, — считает эксперт.
В договоре на прокат самокатов должны быть предусмотрены финансовые санкции за нарушения.
Когда у клиента с карты, кроме платы, спишут несколько тысяч рублей штрафа, это будет работать.
— С каршерингом это работает хорошо. Когда этот сервис только появился, было много неадекватов. А потом все дружно образумились, поняв, что рискуют десятками тысяч рублей, — напомнил Ларионов.
Важно обеспечить неотвратимость наказания, также нужно строить велодорожки. Кикшеринговые компании могут ввести сервис жалоб пользователей на хамов, которые нарушают правила, считает автоправозащитник.
Разговоры об ужесточении мер начались с появлением первого сервиса кикшеринга в Екатеринбурге. С тех пор к лучшему изменилось немногое, а самокатов и связанных с ними инцидентов стало только больше. В середине июня мы узнаем, помогут ли новые ограничения.
Обсуждая проблему самокатов, горожане разделились на два лагеря. Одни считают, что от кикшеринга слишком много проблем, которые надо решать радикально, другие призывают не стоять на пути прогресса и как-то приспосабливаться.
Мы писали о том, как девушка не справилась с управлением самокатом, ударилась и потеряла сознание. Под самокат попадали и дети — у одного пострадавшего мальчика после этого столкновения нога болела так, что он не мог нормально ходить.
Главный редактор Е1.RU Александр Ашбель высказал свое мнение по поводу самокатчиков. Почему они навредили сами себе, прочитайте в его колонке.