Появилась видеореконструкция аварийной посадки самолета «Уральских авиалиний» в пшеничном поле. Блогер Игорь Зырянов воссоздал все детали того дня на канале Air Crash Investigation.
В реконструкции подробно рассказывается об отказе так называемой зеленой гидросистемы. Это произошло, когда борт, управляемый 32-летним Сергеем Беловым и 56-летним Эдуардом Семеновым, приближался к аэропорту Омска. Зеленая система отвечает за выпуск и уборку шасси, створок и реверс двигателя, а также управляет передней стойкой шасси.
Если она отказывает, все эти системы самолета перестают работать, а расчеты бортовой навигационной системы становятся неверными. Шасси лайнера в этом случае выпускаются под действием собственного веса, убрать их обратно уже нельзя. Разумеется, выпущенные шасси и закрылки резко увеличивают расход топлива.
Уже через 4 минуты после отказа пилоты решают лететь в Новосибирск, потому что в Омске, по их мнению, неисправному лайнеру не хватит посадочной дистанции. В реконструкции аварии детально рассказывается о дальнейших действиях летчиков, которые привели к посадке в поле.
— Посмотри, топлива нам хватает до Новосибирска? — сказал командир своему помощнику.
Второй пилот посмотрел в бортовой компьютер. Прибор показывал, что по прилете в Новосибирск в баках оставалась бы целая тонна керосина. При полете с убранными шасси это действительно было бы так, но компьютер не учитывал, что выпущенные стойки с колесами увеличивают расход топлива чуть ли не втрое! В этом случае летчикам нужно было самим пересчитать количество авиакеросина, но второй пилот не выполнил указаний командира. С выпущенными шасси для полета до Новосибирска нужно было аж 10 тонн керосина, а на борту было только 4,5.
Более того, Игорь Зырянов отметил, что даже с убранными шасси командир не имел права лететь в Новосибирск, потому что запас в 1 тонну на посадке был слишком мал (по авиационным правилам требовалось минимум 1,2 тонны). Сам Сергей Белов позднее утверждал, что был уверен, что стойки шасси удалось убрать, но показания на приборной панели свидетельствовали об обратном.
Через некоторое время, увидев, как катастрофически быстро убывает топливо, летчики решили садиться на дорогу или в поле. Запаса керосина не хватало ни до Новосибирска, ни на возврат — к Омску. А затем происходит чудо — не дотянув 190 километров до посадочной полосы, авиалайнер садится в сельскохозяйственном поле. Все люди остаются живы.
В конце реконструкции приводится комментарий командира Airbus 330 Александра Коваля.
— Непонятно самое главное: что они (пилоты) знали о фактической конфигурации самолета? Если знали о неубранных шасси, то это (решение лететь до Новосибирска. — Прим. ред.) верх безумия и дно профессионализма. И вообще преступление — лететь на запасной, даже навскидку. Я бы просто сел в Омске, и всё. Всё у них там проходило. Отказ одной гидросистемы ничего сложного не представляет и на посадку в нормальных условиях почти не влияет. Если знали — с волчьим билетом на выход, однозначно. Второе. Если думали, что шасси убрано. То дело становится комбинацией непрофессионализма и недопонимания ситуации, а также рекомендаций. Более подробные рассуждения уместны, если знать, по какому из этих двух вариантов идти.
ЧП с самолетом «Уральских авиалиний» произошло утром 12 сентября. На борту лайнера находились 167 человек, в том числе 23 ребенка и 6 членов экипажа. Пилотов Сергея Белова и Эдуарда Семенова позднее попросили уволиться по собственному желанию. Но они отказались подписывать заявления. Жена второго пилота Анна Семенова публично выступила в защиту экипажа. Она написала обращение к президенту России Владимиру Путину.
Все материалы по теме мы собираем в специальном разделе.