В Екатеринбурге намечается очередная порция ограничений для арендных самокатов, самый жесткий вариант — наложить на них полный запрет. Причиной стали многочисленные наезды самокатчиков на пешеходов, дикое вождение, нарушение правил и так далее. В этой колонке автоэксперт Дмитрий Ларионов размышляет о том, как сделать кикшеринг безопаснее. Он уверен, что для этого нужно привлекать широкую общественность. Техническая возможность контролировать самокатчиков есть. Главное — чтобы люди в массе заинтересовались наведением порядка на дорогах и тротуарах.
В шеринговых сервисах в принципе нет ничего плохого. Они дают пользователям большую мобильность, что особенно актуально в городе, где постоянно загружены дороги. И давайте будем объективны: нормальных самокатчиков намного больше, чем сумасшедших. Странно рубить с плеча и ставить под запрет. Это больше похоже на охоту на ведьм. Почему из-за 1% должны страдать остальные 99%?
Тот же каршеринг зарекомендовал себя с хорошей стороны. Да, неадекватные водители встречаются и там, но это, скорее, исключение из правил. Всё работает нормально, потому что на автомобилях есть госномера. Каршеринговые сервисы в достаточной мере научились контролировать и штрафовать своих клиентов по условиям договоров. То есть водители-арендаторы прекрасно осознают: если они нарушают, то ничем хорошим для них это не закончится.
Как контролировать самокатчиков?
С кикшерингом всё сложнее, потому что самокаты у нас не регистрируются. Но это не означает, что нарушения на самокатах будут всегда оставаться безнаказанными. Я бы предложил хорошо наладить сервис, с помощью которого граждане смогли бы фиксировать нарушения, допускаемые самокатчиками. Это сработает! Если внимательно посмотреть на все последние ДТП с участием электросамокатов, то можно заметить, что в большинстве из них самокатчики нарушали ПДД и правила сервиса (условия договора кикшеринга). Так, за руль самокатов встают несовершеннолетние, часто ездят по двое (а то и по трое), пересекают дороги на красный свет, не спешиваются на зебрах и так далее.
Мы можем сделать то же самое, что сработало с каршерингом! Там в условиях договора есть пункт, который говорит, что, если водитель нарушил ПДД и это зафиксировала камера, то ему придет штраф по условиям договора, а не по КоАП. Надо в условия договора с кикшерингом включить пункт: если водитель самоката нарушает правила, то договор не просто расторгается, а списываются денежные средства! Как штраф.
Всё это будет серьезно дисциплинировать пользователей. Какой смысл нарушать правила сервиса, если за это, к примеру, будут прилетать штрафы в 5 тысяч рублей? Но для такой работы потребуется, чтобы все нарушения самокатчиков должным образом фиксировались.
А как сделать, чтобы нарушения самокатчиков были зафиксированы и доказаны?
На самом деле, у любого жителя Екатеринбурга есть возможность пожаловаться в сервис кикшеринга. Я сам периодически этим пользуюсь, особенно когда перед капотом моего автомобиля, не спешиваясь, проезжает самокатчик. Нужно, чтобы подобные обращения обрабатывались более оперативно, а людям было максимально удобно отправлять жалобы на нарушителей.
К сожалению, сегодня в сервисах нет никакой обратной связи, то есть непонятно, дает ли твое обращение какой-то результат. Согласитесь, было бы удобнее иметь обратную связь, чтобы понять эффективность воздействия на самокатчика-нарушителя.
Еще один момент. Сегодня желающих информировать сервисы мало. А как сделать, чтобы их стало больше? Ввести за это вознаграждение! Нет ничего плохого в том, чтобы сделать безопаснее движение в городе. Причем не путем запрета всего и вся, а путем работы с конкретными нарушителями. Вознаграждением для информаторов могут быть, к примеру, бонусы. Система поощрений используется во многих сервисах, ничего нового тут нет.
И еще раз подчеркну, что сегодня проблемы в кикшеринге создают считаные проценты пользователей, которые кошмарят пешеходов. Дошло до того, что в городе уже хотят запретить прокатные сервисы в принципе. Честно говоря, я даже не понимаю, как чиновники намереваются это сделать, ведь это, по сути, вмешательство в дела юридического лица. Кроме того, ПДД — это федеральный документ, и он разрешает езду на СИМ (средствах индивидуальной мобильности. — Прим. ред.) по тротуарам. Никакая местная администрация это разрешение ПДД пересилить не сможет. Ну или им придется повесить по запрещающему знаку на каждую улицу.
Вывод: надо договариваться с сервисами кикшеринга, как это уже делалось ранее по ряду вещей (ограничение скорости, зоны покрытия сервиса и так далее). Если наладить систему обращений (по поводу нарушителей) и оперативно их отрабатывать, это реально решит проблему.
Согласны с автором?
Напомним, в Екатеринбурге прокат самокатов заработал в 2020 году, но за четыре года вопрос с культурой их вождения так и не наладился. Не помогают ни проверки ГИБДД, ни специальная разметка для парковки этого транспорта. Пока самые действенные ограничения — временные, они вводятся на определенное время и даты.
Больше новостей о кикшеринговых самокатах, а также о связанных с ними проблемах вы найдете в специальном разделе.