На окраине Екатеринбурга, в новом районе, сделали платную парковку прямо перед домами на улице Чемпионов. Со временем подобные стоянки появятся в каждом квартале микрорайона Солнечного. Таких экспериментов над владельцами машин в нашем городе еще не проводили. Кажется, что сбываются самые смелые мечты урбанистов, которых обычно критикуют простые горожане — водители оказались в тисках жестких правил. Тем удивительнее, что многие из них готовы платить. Но есть немало и таких, кто уверен: их святое право на проезд к собственному дому нарушено.
В мае один из недовольных жителей Игорь Щекалев даже ночевал в машине на парковке в знак протеста: ему выписали штраф по правилам, с которыми он не согласен, и закрыли проезд. Другой дороги для подъезда к домам он не видел.
Игорь написал заявления в прокуратуру Свердловской области и в полицию. Также, по его словам, обращения в прокуратуру и администрацию направила инициативная группа.
— Недовольных очень много, мне люди до сих пор пишут о беспределе, который происходил и происходит во всём районе, потому что сейчас монтируют стоянки в новых. Никто [из жильцов] согласия на это не давал и подпись не ставил, — сообщил Игорь Щекалев.
Компания «Технология парковки» в Солнечном использует схему, которая позволяет диктовать правила жителям микрорайона. Стоянки с камерами, шлагбаумами и строгими правилами проезда строят на дорогах внутри кварталов, на земле, которая принадлежит застройщику.
Строительство таких частных парковок от застройщика в Солнечном благословил еще в 2021 году мэр Алексей Орлов. Замдиректора компании «Форум групп» Сергей Мямин презентовал проект платных парковок главе города. Предполагалось, что стоянки будут зарабатывать на обслуживание благоустройства района. Он же сообщил, что проект обсуждали с местными жителями, и недовольных было не больше пяти процентов.
Орлов тогда отметил, что владельцы машин должны «чувствовать ответственность» за их содержание и парковку.
Сколько стоит парковка на улице Чемпионов
Паркинг-карта — 99 рублей;
тариф «На сутки» — 90 рублей/сутки;
тариф «На месяц» (с местом) — 2400 рублей/месяц;
тариф «На месяц» (без места) — 2200 рублей/месяц;
неустойка за въезд/выезд без оплаты — 5000 рублей;
неустойки за прочие нарушения — 500 рублей.
С тех пор как главе администрации Екатеринбурга презентовали проект платных парковок, основной застройщик Солнечного сменился. Теперь здания там возводит московская компания «Эталон», которой «по наследству» перешел и проект с платными парковками. Их строят на земельных участках, которые принадлежат девелоперу, он же их и содержит.
В компании говорят, что на стадии пилотного проекта активно обсуждали его с жителями, например, проводили опросы и голосования в социальных сетях. Именно это помогло сделать систему «максимально эффективной и удобной для всех». И это получилось, считают в компании-операторе «Технология парковки». Днем стоянка бесплатная, а за охрану машин ночью цены гуманные.
— Реализованная система паркования показала высокую эффективность. Благодаря четким правилам, а также контролю за их соблюдением, созданы условия для парковки и кратковременной остановки автомобилей без нарушений и препятствий для других участников движения и спецтехники, обеспечен доступ к парковке для маломобильных групп населения, увеличено количество свободных мест для погрузки и разгрузки, — рассказали в компании.
Также там отмечают, что новые правила парковки обеспечат оперативный доступ в любую точку района для экстренных служб, таких как скорая помощь и пожарные. Кроме того, все парковочные зоны оборудованы системами круглосуточного видеонаблюдения. Это служит дополнительным средством контроля, способствует созданию более безопасной среды в районе и позволяет оперативно реагировать на любые инциденты.
Игорь Щекалев говорит, что из-за парковок не может подъехать близко к своему дому. В компании утверждают, что это не так.
— Этот житель неоднократно нарушал правила паркования, с которыми сам согласился, и не направлял никаких официальных претензий/заявления о своем несогласии с неустойкой, — заявили в «Технологии парковки».
К каждому жилому корпусу есть как минимум один альтернативный подъезд. На схемах парковочных зон обозначены территории свободного доступа, где парковка возможна без оплаты.
— К примеру, для жителей домов 3, 4 и 5 по улице Чемпионов доступна бесплатная парковка вдоль Золотистого бульвара и по улице Чемпионов. К тому даже в платный период пользования первый час пребывания на парковочном пространстве вообще никак не тарифицируется и не оплачивается, — объяснили представители «Технологии парковки».
В дневное время стоянка на парковках также бесплатная. В зоне платной парковки есть места для погрузки и разгрузки, они обозначены разметкой. На перенос багажа дают полчаса без оплаты.
— Правила парковки были разработаны таким образом, чтобы у жителей всегда был выбор: оставить свою машину на ночь на организованной автостоянке возле дома за 10 руб./ч для пользователей мобильного приложения и за 12 руб./ч для гостей, либо воспользоваться иными более дешевыми парковочными пространствами в районе, вплоть до бесплатной парковки, в том числе на муниципальных территориях, — рассказали в компании.
Скоро в Солнечном построят многоуровневые паркинги. Они появятся между корпусами 6.2 и 6.4, а также около корпуса 2.5. В каждом из них будет около 500 машино-мест. Но есть нюанс: места там будут персональными, и их можно будет купить.
Одна из претензий от недовольных жителей касается невозможности оспорить штрафы. Однако в «Эталоне» говорят, что компания «Технология парковки», которая обслуживает стоянки, принимает претензии. Заявление можно подать через личный кабинет мобильного приложения «Солнечный» или направить письмо на электронную почту sunny_tp@etalongroup.com.
— Компания тщательно рассматривает все обращения. Если в ходе проверки будет выявлено, что со стороны ООО «Технология парковки» допущены ошибки либо имеются смягчающие вину обстоятельства (например, единичный случай нарушения, непреднамеренное нарушение), неустойка не применяется. При первом нарушении выносится лишь предупреждение, и только при повторном нарушении применяются неустойки, — сообщили в пресс-службе компании.
Есть ли у бунтовщиков шанс на победу?
Основная суть претензий жильцов, которые не согласны с платными парковками, заключается в том, что единственный проезд к дому оказался для них «платным». Одно дело, когда речь идет о стоянке транспорта, и совсем другое — подъезд, к примеру, для разгрузки грузов. Это серьезное ущемление прав жильцов, считает автоправозащитник Дмитрий Ларионов.
Но ночевки в машине и скандалы — неправильный метод борьбы. Ее надо перенести в правовое поле, и для начала следует вооружиться кадастровой картой.
На карте можно увидеть земельный участок в частной собственности, предназначенный для сельскохозяйственного производства, и несколько земельных участков поменьше с видом разрешенного использования «хранение автотранспорта». На них и находятся парковочные места.
— Очевидно, есть некоторые лица, которые заявляют права на некоторые земельные участки, и считают себя вправе ограничивать доступ к ним. И для того чтобы разобраться с правомерностью их действий, нужно запросить в Росреестре выписки из ЕГРН о данных земельных участках, чтобы получить сведения о правообладателе. После этого запросить у тех, кто заявляет права на земельный участок, подтверждающие документы. Они должны быть выданы законным правообладателем участка, — рекомендовал Ларионов.
Он обращает внимание, что шлагбаумы стоят на земельном участке, который не предназначен для хранения автотранспорта.
— Шлагбаумы ограничивают проезд не только к стоянкам, но и к земельному участку под сельхозпроизводство. Если мои предположения верны, то жильцы могут добиться удаления препятствий. Им стоит обратиться в правоохранительные органы и потребовать провести проверку, а также заручиться поддержкой правообладателя участка. Он может потребовать убрать ограждения, на которые он, вероятно, не давал согласия, — отметил эксперт.
Впрочем, по данным «Эталона», и парковки, и соседние с ними территории принадлежат застройщику, поэтому договориться не удастся. Остается единственный выход.
— Если же лица, которые поставили шлагбаумы, имеют полномочия распоряжаться и парковками и участком вокруг них, единственным способом защиты нарушенного права будет обращение в суд с требованием об установлении сервитута. Но сработает это лишь в случае, если подъезд к дому действительно один, — отметил Ларионов.
На материал о протесте Игоря Щекалева откликнулся другой житель микрорайона Павел. Ему очень нравится порядок на улицах, который наступил с появлением платных парковок.
— Покупка машины и квартиры не дает гарантию бесплатной парковки. Платить за нее как за удобство — это нормально. После закрытия этой территории под шлагбаум у нас стало безопаснее и комфортнее, а значит, решение управляющей компании верное. Надеюсь, порядок сохранится. В Солнечном чувствуется, что о людях заботятся.
Огорчает, когда находятся зануды, которые считают себя умнее всех.
Еще и проблемы другим жителям доставляют. По поводу юридической составляющей здесь тоже всё соблюдено. Прежде чем кричать, что кого-то обманули, несанкционированно сделали парковку, советую изучить документы и закон, — считает Павел.
Хотели бы вы, чтобы под окнами ваших домов была такая платная парковка?
Кстати, в отзывах читателей E1.RU о микрорайонах Солнечный критиковали именно за проблему парковок. В исследовании редактора раздела «Недвижимость» Юлии Забайлович он набрал 4 балла и на момент публикации занимал 11-е место в рейтинге.
Мэрия Екатеринбурга развивает платное парковочное пространство гораздо медленнее частников, но в последнее время есть прогресс. Неплательщикам стали приходить штрафы, а вскоре за ними будут следить еще и специальные камеры. Напомним, первые платные стоянки в уральской столице появились в 2014 году, но только осенью 2018-го у городской администрации появилось право запрашивать в ГИБДД данные нарушителей.